Амнистия: в режиме ожидания

Амнистия: в режиме ожидания

В Таджикистане готовится амнистия, приуроченная к 20-летию Конституции страны, которая предположительно охватит 10 тысяч человек. Законопроект передан на рассмотрение парламентариям. Станет ли эта амнистия «золотой» и смогут ли освободившиеся интегрироваться в общество?

Президент Э. Рахмон 20 октября предложил Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли на рассмотрение законопроект «Об амнистии», которая будет приурочена к 20-летию Конституции. Согласно распространенной пресс-службой президента информации, закон будет распространяться на лиц, совершивших преступление до вступления его в силу и нуждающихся в помиловании, с учетом пола, возраста, состояния здоровья, тяжести совершенного ими преступления. Предполагается, что закон коснется 10 тыс. подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых.

Напомним, предыдущая амнистия в Таджикистане была объявлена в 2011 году - в честь 20-летия независимости республики. Тогда на свободу из исправительных колоний и СИЗО вышли свыше 4 тыс. 300 осужденных. Среди них 196 женщин и 153 несовершеннолетних. Ещё примерно 5 тысячам заключенных сократили сроки наказания. Амнистия тогда также коснулась свыше 5 тыс. человек, находившихся под судом или под следствием, но ещё не осужденных.

Двумя годами ранее, в ноябре 2009 года, при амнистии в честь 15-летия Конституции страны и в честь Года Имама Аъзама было амнистировано 10 тысяч человек.

Между тем, если учитывать, что, по данным Минюста, в Таджикистане насчитывается 17 пенитенциарных учреждений, в которых содержатся более 10 тысяч человек, эта амнистия имеет шансы стать «золотой». Распространится ли государственное милосердие на всех и насколько реальна интеграция освободившихся из «мест не столь отдаленных» в общество? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Необходима ПЕРЕразгрузка

Правозащитники считают, что исправительные учреждения необходимо разгружать ежегодно, а не по праздникам. Кроме того, они уверены, что зачастую применение закона об амнистии сопровождается коррупционными действиями работников правоохранительных органов.

Политолог Абдугани Мамадазимов уверен, что 10 тысяч амнистированных - это немалая цифра и, если не предпринять своевременных мер по их интеграции в общество, это может привести к нежелательным последствиям:

- Думаю, необходимо создать условия для освободившихся из мест лишения свободы, обеспечить их работой, в противном случае это приведет к росту преступности в стране.

С этим мнением согласился и юрист Шокирджон Хакимов, который добавил, что правительству страны, гражданскому обществу уже сегодня необходимо принять действенные меры по противодействию коррупционным действиям некоторых сотрудников правоохранительных структур при применении амнистии, которую предложил провести Э. Рахмон.

- С учетом социально-экономического положения Таджикистана, которое еще остается напряженным, президенту и парламенту республики необходимо продумать вопрос о ежегодном принятии закона «Об амнистии», не дожидаясь годовщины каких-то государственных праздников, - говорит Ш. Хакимов.

Он уверен, что многочисленные социально-бытовые проблемы в местах лишения свободы Таджикистана также должны вынудить власти объявлять ежегодную амнистию определенному количеству граждан страны, нарушивших закон.

Правозащитник Сергей Романов утверждает, что в ходе последней амнистии 2011 года правоохранительные органы при выполнении Закона «Об амнистии» регистрировали случаи коррупции.

С. Романов предлагает в будущем, когда будут предлагаться подобные законопроекты, публиковать их в СМИ и на сайте парламента, президента страны, чтобы у гражданского общества была возможность предложить свои рекомендации и комментарии относительно такого рода инициатив.

Председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров считает, что применение акта амнистии - это еще один важный рычаг для чиновников, чтобы заработать, чтобы применение закона превратить в бизнес.

- Президенту страны, парламенту нужно не просто разработать механизм применения (реализации) акта амнистии. В частности, надо выработать: механизм равного применения закона об амнистии ко всем гражданам, механизм контроля за действиями чиновников, применяющих закон об амнистии, - утверждает он.

Амнистия не будет «золотой»!

Эксперты сошлись во мнении, что освободить 10 тысяч нереально. Они утверждают, что относительно озвученной в СМИ цифре в 10000 человек стоит отметить, что не все будут освобождены от отбывания наказания, кому-то сократят сроки отбывания наказания, кто-то выйдет из мест содержания под стражей и еще часть - из мест лишения свободы.

Р. Зойиров утверждает, что законопроект об амнистии еще не опубликован в СМИ, а госиздания уже дали его краткое содержание, но главным образом в части тех, кто будет освобожден полностью.

- В озвученном по телевидению сообщении отмечается, что «по предварительным данным, этот закон будет применен в отношении 10 тыс. подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых», но здесь больше рекламный аспект. По моим подсчетам, в группы с полным освобождением попадут всего лишь около четырех тысяч человек.

Р. Зойиров уверен, что проект Закона об амнистии не предусматривает «золотую амнистию», ибо смысл «золотой амнистии» заключается в том, что закон должен быть применен (полностью или частично) ко всем отбывающим наказание и в отношении всех статей УК РТ.

С этим мнением согласился и адвокат Бузургмехр Ёров.

- Не имея на руках текста законопроекта, невозможно говорить о нем. Но по практике амнистий прошлых лет могу сказать, что будут освобождены от отбывания наказания лишь женщины, несовершеннолетние дети, мужчины старше 55 лет, участники ВОВ, инвалиды, иностранцы, не совершавшие тяжких преступлений, - говорит Б. Ёров.

Только 62 из 1211 «бывших»

В Госагентстве социальной защиты, занятости населения и миграции сообщили, что они пока не получали каких-либо указаний о порядке принятия на учет бывших заключенных, а также об их трудоустройстве.

- Пока я не могу ничего сказать о новом Законе «Об амнистии», не знаю, какие льготы для бывших заключенных он предусматривает, - говорит заместитель директора агентства Ниёз Курбонов. - После амнистии, приуроченной к 20-летию независимости страны в 2011 году, в органы занятости населения обратились всего 1211 бывших заключенных, из которых 35 женщин, 11 инвалидов, пенсионеров и участников ВОВ. Из общего числа обратившихся 62 человека были трудоустроены. Кроме этого, 944 человека получили денежные компенсации. Восемь бывших заключенных были направлены на обучение, семеро получили льготные кредиты.

Между тем еще в 2011 году в интервью «АП» директор Госагентства Нурулло Махмадуллоев указывал: «Ввиду отсутствия страховок и иной документации о трудовой деятельности за последние шесть месяцев, большей части освободившихся будет выплачиваться пособие, равное минимальной заработной плате, в размере 80 сомони, в течение первых трех месяцев».

По мнению специалистов, бывшие заключенные сами неохотно встают на учет. В практике прошлой амнистии представители органов занятости населения совместно с участковыми инспекторами милиции посещали их по адресу проживания для постановки на учет и оказания помощи в обретении специальности и последующем трудоустройстве.

На сегодняшний день число безработных, официально зарегистрированных в агентствах труда и занятости населения Министерства труда, миграции и занятости населения, составило 57,6 тыс. человек. Но, по оценкам экспертов, реальная численность безработных в республике составляет более 250 тысяч.

Вместо резюме

Эксперты сошлись во мнении, что социально-экономические проблемы страны станут преградой для интеграции бывших заключённых в общество, их последующего трудоустройства, и это может повысить риск совершения новых противозаконных действий.

По мнению Ш. Хакимова, в первую очередь для них необходимо создать условия для работы, чтобы имели возможность удовлетворять свои потребности.

- Если было известно об объявлении амнистии, то правительству и другим структурам необходимо было заранее позаботиться об этом. К примеру, организовывать в исправительных учреждениях обучающие курсы. В практике прошлой амнистии освободившимся выплачивались компенсации в размере 80 сомони в течение трех месяцев. Посудите сами, разве можно человеку на эту сумму прожить, не говоря уже о том, чтобы прокормить семью? И если не будут приняты меры по социальной реабилитации амнистированных, то амнистия потеряет свой смысл. В мировой практике отбывший срок наказания имеет определенные гарантии, и общество не отворачивается от него. К сожалению, у нас с точностью до наоборот, - подчеркнул Ш.Хакимов.

По мнению Ш. Хакимова, многое зависит также от семьи и общественных объединений. Для того чтобы бывшие заключенные чувствовали себя полноценными членами общества, надо к ним относиться с пониманием. В противном случае они будут вынуждены возвращаться к прошлой жизни и вновь окажутся в местах лишения свободы. Не исключено, что многие из них будут вынуждены уехать за пределы Таджикистана в качестве трудовых мигрантов, а как будут вести себя там под влиянием различных групп, неизвестно.

"Азия-Плюс"