Искалеченный солдат: «Я не жалуюсь на жизнь…»

Шахбол Мирзоев, искалеченный во время прохождения службы в армии, до сих пор прикован к постели. С сентября 2015 года он проходит лечение в Республиканской физиотерапевтической больнице им. А.Нурматова в Худжанде. Шахбол, который все еще мечтает стать таможенником, медленно, но верно идет на поправку. Он радуется своим первым достижениям – к ногам вернулась чувствительность.

Мы решили навесить бывшего солдата, который в свое время, не послушав уговоров родных приехать в Россию, остался в Таджикистане и добровольно пошел в армию.

В маленькой комнатке физиотерапевтической клиники в Худжанде Шахбол проводит все время начиная с сентября прошлого года. Три раза в день его брат Мирзо делает с ним зарядку – он уже может подниматься более 500 раз, и это настоящее чудо для человека, который не мог даже руки поднять. Рядом всегда родители, они по очереди ежедневно дежурят у кровати сына.

Сегодня была очередь мамы, она приветливо встретила нас и улыбалась, говоря, что всё хорошо…

Я заметила, что с прошлого раза (мы навещали его в октябре 2015 года) Шахбол выглядит намного лучше, зарядку делает охотнее, улыбается.

«Я начал чувствовать ноги. Это произошло совсем недавно, и я очень обрадовался этому. Если сильно нажимать, то я чувствую», - с радостью сообщил Шахбол. Его ноги немного выпрямились, сжатые в свое время нервы немного расслабились. Ведь после повреждения позвоночника его ноги согнулись и стопы притянулись к тазу («поза лягушки»), так он и лежит постоянно.

А ведь еще два с лишним года назад это был совершенно здоровый парень, мечтал стать таможенником и выучить английский. Пришел в армию сам, очень хотел отдать долг Родине и поэтому отказался от предложения отца поехать в Москву на учебу, решил, что это будет после армии. 

Как всё было

Все произошло 6 марта 2014 года, когда Шахбол обратился в медсанчасть (войсковой части 2620 Погранвойск в районе Рудаки) с жалобой на зубную боль. Его решили на следующий день отправить в военный госпиталь.

Выйдя из медсанчасти, он проходил мимо сослуживцев, как внезапно фельдшер войсковой части Усмон Гайратов бросил Шахбола через себя, ударив спиной о землю. После этого молодой солдат не смог встать, его несколько раз пытались поставить на ноги и даже кололи иглами, а еще, решив, что парень шутит, решили облить его ноги кипятком, но Шахбол действительно ничего не чувствовал.

Врачи диагностировали у солдата перелом пятого позвоночного диска, повреждение нескольких органов и потерю чувствительности в ногах и руках. Медики говорили родителям Шахбола, что он протянет день, два, три, потом – что неделю, потом – что две недели. Повреждения позвоночника были несовместимы с жизнью, считали врачи.

Как рассказывает отец Шахбола Нуъмон Мирзоев, надежда появилась после того, как Шахболу сделали операцию в Институте хирургии имени Вишневского в Москве, куда повезли искалеченного солдата его родители.

«Если бы операцию провели сразу, то, наверно, результаты были бы сегодня лучше, но мы немного опоздали. Просто время ушло на разборки, и мы ждали, что наши врачи что-то смогут сделать», - рассказывает отец.

Чтобы провести операцию в Москве, им пришлось продать квартиру в Аште, а для реабилитации пришлось продать еще две машины. 

Компенсацию не ждать?

Потом начались судебные тяжбы, по результатам которых 19 июня 2014 года фельдшер был признан виновным по статье 373 УК РТ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» и приговорен к 9 годам лишения свободы и штрафу в размере 8 тыс. сомони.

Отбывает он этот срок или нет, родные Шахбола не знают. «Да и какая уже разница, сидит он или нет, это не поправит здоровье Шахбола», - говорят они.

Близкие Шахбола тогда потребовали от Пограничных войск Таджикистана около 250 тысяч сомони в качестве возмещения материального и морального ущерба.

Затем Военный суд душанбинского гарнизона 25 мая 2015 года обязал Погранвойска выплатить компенсацию материального ущерба в размере около 100 тыс. сомони и 20 тыс. сомони - морального ущерба. Позже решение о компенсации будет отменено Военной коллегией Верховного суда Таджикистана. И по закону никто ничем искалеченному солдату больше не обязан.

Теперь же, по словам отца Шахбола, началась проверка достоверности доводов семьи Мирзоевых о том, что им пришлось продать квартиру и две машины, чтобы оплатить операцию и лечение сына.

«Врач, проводивший операцию Шахболу в клинике Вишневского в Москве, позвонил мне и сообщил, что в больницу пришел запрос, чтобы были подтверждены заявленные отцом Шахбола затраты на операцию. Также проверялся факт продажи квартиры в Аште. Не верят нам и хотят доказать, что расходов не было», - рассказывает отец Шахбола.

Компенсацию они так и не получили. Но Шахбол официально получает пенсию по инвалидности (1-я группа) – 130 сомони в месяц. «Шахбол - наш кормилец. Благодаря его пенсии мы все живем, на всех хватает, ни в чем себе не отказываем», - с горькой иронией говорит его отец.

Через некоторое время после операции Шахбол заболел пневмонией. Он дышал через трубку, которую вставили ему в горло, в дыхательный путь, это отверстие есть и до сих пор. Постепенно он научился дышать самостоятельно и говорить, но пневмония его мучает до сих пор - постоянно скапливается мокрота, которую необходимо забирать, ежедневно по 3-4 раза через отверстие в горле. 

О сердечных делах думать рано

Шахбол часто бывает в интернете, проверяет свой аккаунт в «Фейсбуке», переписывается с друзьями и родными через вайбер и читает новости, но совсем немного, быстро устает.

Он с охотой рассказывает об улучшении здоровья.

«Сейчас я чувствую боль, раньше такого не было, до груди ничего не чувствовал. Иногда сижу в «Фейсбуке», смотрю и читаю, о чем люди пишут», - говорит молодой человек, взяв свой телефон в руки.

Врачи говорят, главное при таком диагнозе - вера в себя и цель, и это на самом деле самое важное для Шахбола сейчас. Кстати, 30 апреля ему исполняется 24 года. Он скромно молчит, когда речь идет о сердечных делах, говорит, что ему рано еще об этом думать.

Из клиники его хотят выписать, но его родные борются за то, чтобы он продолжил лечение.

Для семьи Шахбола теперь поставить сына на ноги - это дело жизни и чести. Несмотря на сложности, отсутствие денег и помощи со стороны виновников, отец семейства держится, и при виде него не возникает сомнения, что он сможет, и его веру в сына, конечно, чувствую все, даже врачи, которые не верили в успех лечения Шахбола.

Мы желаем Шахболу скорейшего выздоровления, чтоб его мечта встать опять на ноги и стать успешным обязательно сбылась, вопреки всему и всем тем, кто не верил в него.

Это одна история покалеченного в армии солдата, сына своих родителей, молодого таджикистанца, который был искалечен в мирное время просто так, ради забавы.

Сколько еще таких искалеченных жизней, о которых мы не знаем?

Полной статистики подобных случаев вы не найдете нигде, о них никто не сообщает и не считает это нужным. Мы лишь изредка узнаем о подобных случаях из уст запуганных родителей, и понимаем, что таких случаев может быть гораздо больше...

Зарина ЭРГАШЕВА, специально для Asia-Plus