Наджиба Ширинбекова: мы ведем общественный контроль за ходом официального расследования по делам о применении пыток и жестокого обращения

Группа правовой помощи в составе Коалиции гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности была создана несколько лет назад и за это время смогла добиться определенных результатов. Беседуем с руководителем группы Наджибой Ширинбековой.

- Что из себя представляет Группа правовой помощи?

- Мы, члены и партнеры Коалиции, придаем большое значение вопросам оказания индивидуальной правовой помощи жертвам пыток и членам их семей. Исходя именно из этого принципа, в 2011 году, одной из первых рабочих групп, созданных при Коалиции, была Группа правовой помощи (ГПП). В нее входят представители общественных организаций, юристы и адвокаты, имеющие практический опыт предоставления юридической помощи.

Когда мы получаем информацию о возможном случае применения пыток от родственников, из СМИ или других источников, мы тщательно документируем сообщение, проводим первичную проверку с учётом ресурсов, которыми располагают организации. То есть собираются имеющиеся доказательства, анализируются ранее поданные в государственные органы жалобы на предполагаемое нарушение и их результаты, а также предпринимается ряд других мер для сбора необходимых сведений по обращению. Одним словом, мы стараемся получить всю имеющуюся информацию для решения вопроса о возможности и целесообразности оказания правовой помощи. Вся эта работа проводится в разумные сроки, после чего коллективно принимается решение о выделении средств на оказание юридической помощи. В ряде обращений решение о помощи принимается незамедлительно. Если информации достаточно, чтобы предполагать, что имели место пытки, то мы оказываем юридическую помощь самостоятельно или через приглашение адвоката.

Заявителю разъясняются правила и методы нашей работы, а также риски, которые могут возникнуть в ходе работы. Он подписывает трёхсторонний договор между ним, организацией и адвокатом об оказании безвозмездной юридической помощи. Важно подчеркнуть, что юридическая помощь предоставляется только по факту пыток и жестокого обращения, по предъявленному обвинению мы не предоставляем адвоката.

Мы действуем строго в рамках действующего законодательства, а также требований международных договоров по правам человека, признанных страной. Наша работа включает в себя ряд мероприятий, таких как: документирование сообщения о пытках и жестоком обращении; предоставление юридической помощи, включая юридическое сопровождение и представление интересов в органах государственной власти и в суде; координацию деятельности по оказанию юридической помощи с другими организациями, адвокатами, экспертами, СМИ; сотрудничество с практикующими адвокатами по вопросам повышения знаний в области национальных и международных стандартов борьбы с пытками и жестоким обращением; использование международных механизмов защиты, включая подачу индивидуальных жалоб в Комитет ООН по правам человека.

 

- Вы оказываете помощь любому обратившемуся, кто считает себя или своих родных жертвой пыток и жестокого обращения?

- Нет, мы не оказываем юридическую помощь всем обратившимся. Как уже я сказала, сначала мы проводим тщательную проверку информации. Конечно, бывают случаи, когда приходится отказывать в предоставлении правовой помощи по разным причинам: недостаточность/отсутствие доказательств, истечение большого количества времени, недостоверность представленной информации и др. Но даже в этом случае наши юристы помогают составить заявителю необходимые жалобы в Генпрокуратуру РТ, Уполномоченному по правам человека в РТ, Верховный суд и другие компетентные органы по мере необходимости.

Некоторые заявители отказываются жаловаться по факту пыток и жестокого обращения, и в таких случаях мы перенаправляем их в Группу Коалиции по реабилитации для получения медицинской и психологической реабилитации. В нашей работе были случаи, когда оказание правовой помощи было прекращено по причине нарушения заявителем условий Соглашения об оказании безвозмездной юридической помощи или отказа самого заявителя по различным причинам.

Обратившийся к нам заявитель должен подписать заявление о предоставлении юридической помощи добровольно, без внешнего воздействия.

 

- Кто оплачивает правовые услуги адвокатов?

- В распоряжении ГПП находится Гонорарный фонд Коалиции, который формируется за счет грантовых средств доноров различных организаций. Эти средства используются, во-первых, когда предполагаемая жертва пыток и/или их родственники не имеют финансовых возможностей оплатить услуги адвоката и другие сопутствующие услуги. Во- вторых, когда дело носит стратегический характер. Решение о выделении средств на услуги адвоката принимается коллегиально, выбранными членами Комиссии по Гонорарному Фонду.

- Сколько человек обратились к вам за помощью с начала этого года?

- За период с 1 января по 30 сентября 2018 года ГПП и организациями-членами Коалиции было документировано 37 обращений на предполагаемые пытки и жестокое обращение, из них 2 несовершеннолетних и 4 женщины-жертвы. Правовая помощь была предоставлена по 27 новым обращениям и 3 обращениям, которые были зарегистрированы в прошлых годах. 

Назову наиболее резонансные обращения, которые известны читателям из СМИ: это дело Умара Бободжонова (2015 год), по которому прокуратура г. Вахдат трижды выносила постановление о приостановлении расследования уголовного дела по факту смерти с формулировкой "в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого к ответственности". В настоящее время адвокат представляет интересы признанного потерпевшим отца на стадии четвертого дополнительного расследования, которое ведет Генпрокуратура. Или же дело Шамсиддина Зайдуллоева (2015 год), которое было прекращено «..в связи с отсутствием события преступления», дело Саймурода Орзуева (2014 год), где в результате интервенций адвоката возобновлено 11-е дополнительное расследование, которое взяло в свое производство Генпрокуратура, а также дело смерти под пытками Исмонбоя Бобоева (2010 год), которое после получения соображений Комитета ООН по правам человека должно быть наконец-то беспристрастно расследовано.

В 2018 году мы добились вынесения судами страны в результате рассмотрения заявлений и жалоб о пытках и жестоком обращении вынесены частные определения в адрес сотрудников отделов милиции по г. Канибадаму, Пенджикенту, Явану и два - в отношении оперативных сотрудников г. Куляба. В этих документах обращается внимание на серьезные нарушения в деятельности сотрудников милиции по тем делам, где было заявлено о пытках во время судебных процессов.

В 2018 году в результате активной работы адвоката, добились вынесения обвинительного приговора в отношении лиц, которые применили пытки и были приговорены к 13 и 12 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, приговором военного суда Худжандского гарнизона.

Думаю, что многие знают из СМИ о том, что прокуратура г. Явана возбудила уголовное дело в отношении сотрудников милиции Явана по статье «Пытки» и в настоящее время идет предварительное расследование. О других известных делах, по которым мы представляли интересы жертв/родственников, вы можете прочитать на сайте Коалиции www.notorturetj.org

Конечно, мы не всегда добиваемся успеха и есть много дел, которые мы ведем более пяти лет, но эти единичные случаи успеха в нашей работе дают нам уверенность в том, что наша работа важна и ее нужно продолжать. Мы понимаем, что наравне с юридической защитой жертв пыток, важно работать по совершенствованию существующего механизма реагирования и расследования пыток, который на сегодняшний день недостаточно эффективен.

- Почему люди, столкнувшиеся с нарушением прав человека, предпочитают обращаться к вам нежели в правоохранительные структуры?

- Я не совсем согласна с этим утверждением. Общественные организации не могут самостоятельно проводить расследование или наказывать виновных в применении пыток лиц, мы также обращаемся в правоохранительные органы и используем существующие правовые процедуры и механизмы защиты жертв пыток. Мы должны помнить о том, что правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов.

Группа правовой помощи – это специалисты, которые имеют специализированные знания и навыки по работе с проблематикой пыток и жестокого обращения. Наша задача, как и других институтов гражданского общества, заключается в общественном контроле, в том числе за ходом официального расследования, в рамках которого оказывается содействие органу официального расследования в сборе и оценке доказательств, установлении обстоятельств, имеющих значение для результатов расследования, а также в восстановлении нарушенных прав.

Важно сказать, что именно государство ответственно за защиту граждан от пыток и жестокого обращения. В Таджикистане пытки преследуются по закону, а доказательства признаются недопустимыми, если они получены с применением пыток, жестокого обращения, насилия, угроз, обмана или иных незаконных деяний. Законодательство также предусматривает ряд других гарантий, которые должны свести к минимуму применение пыток и жестокого обращения на практике.

На наш взгляд, рост обращений в общественные организации за правовой помощью связан с тем, что граждане не всегда удовлетворены результатами своих обращений в правоохранительные органы.

Наш опыт показывает, что не все жалобы на пытки и жестокое обращение доводятся до стадии судебного разбирательства, и причин этому много: отсутствие доказательной базы, отсутствие независимых судебных медицинских экспертов, отказ жертв от дальнейшего обжалования ввиду разочарования, стресса, давления, недостаточности финансовых и временных средств, чтобы «обивать пороги» компетентных органов, отсутствие правовых знаний, круговая порука среди некоторых правоохранительных органов в отдельных районах и многое другое.

И очень жаль, что во всей этой сложной системе взаимодействия государственных органов и институтов по борьбе с пытками и безнаказанностью простые граждане просто «теряются» и нуждаются в квалифицированной юридической помощи.

NoTorture.Tj