О прозрачности судебных процессов и доступе к информации…

О прозрачности судебных процессов и доступе к информации…

В Таджикистане есть ряд законов, механизм работы которых не проработан до конца, а некоторые и вовсе не работают. Из этого разряда и Закон «О праве на доступ к информации», подписанный президентом страны еще пять лет назад.

На днях проблемы доступа к информации обсуждались на круглом столе, организованном Германским обществом по международному сотрудничеству.

Появление Закона «О праве доступа к информации», пусть пока еще далекого от идеала, с не до конца проработанными механизмами работы, является очередным шагом к переменам в работе госорганов, в том числе и системы правосудия, обеспечения доступа к информации и поэтапного внедрения системы электронного правосудия. Об этом говорили участники Круглого стола «Доступ к информации в системе правосудия Республики Таджикистан: состояние, проблемы и пути решения», который состоялся в столице 27 ноября. Организатором мероприятия при сотрудничестве с Советом юстиции и Верховным судом Таджикистана выступила Программа «Содействие правовой государственности в странах Центральной Азии» GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству).

На мероприятии приняли участие представители таджикской фемиды, гражданского общества, адвокаты, эксперты - судьи и юристы из Германии и Грузии.

Некомфортные суды

Основными вопросами обсуждения первой части мероприятия стало право граждан на информацию в системе правосудия и гарантии обеспечения этих прав. По этому вопросу высказали свое мнение представители гражданского общества и непосредственно судьи.

По словам присутствующих, таджикские суды пока далеки от совершенства в вопросах обеспечения доступа к информации. Законодательство предусматривает возможность использования магнитофонов, но зачастую судьи диктофон не признают магнитофоном, хотя функция в них одна и также.

По словам адвокатов, с проблемами сталкиваются не только они, но и другие стороны судебных процессов, которые порой испытывают трудности при получении допуска для ознакомления с материалами дела или получения копии протоколов.

В подтверждении этого, заместитель директора Филиала Швейцарской ассоциации «HELVETAS» в Таджикистане Гульнора Гоибова рассказала о результатах опроса по правоприменительной практике в области доступа к информации в системе правосудия, проведенного в мае 2013 года, среди адвокатов, юристов РРП, Хатлонской и Согдийской областей.

В опросе приняли участие 41 человек. Так, общими проблемами при необходимости доступа к информации на досудебной стадии в административных органах, респонденты назвали: непредставление возможности снятия копий (1 респондент),перенаправление в другие органы (2),недоступность и отказ в выдаче информации (5).Затягивание сроков предоставления информации(6),непредставление статинформации (10), непредставление внутренних нормативных документов(20).

Основными проблемами в процессе судебного разбирательства большее число респондентов назвали необходимость узнать время рассмотрения судебных дел(15). 9 респондентов указали несвоевременное составление судебных документов. Отсутствие информации о ходе дела сторонами (8),непредставление для ознакомления материалов дела (8), несоблюдение принципов гласности (7), остальные перечислили запрет на использование диктофона, отсутствие переводчика, отсутствие независимости судей, немотивированное удаление присутствующих во время разбирательства и др.

Мотивировками отказа суда в предоставлении информации большая часть респондентов назвала неаргументированный отказ, ссылка на секретность и технические причины.

Участники опроса рекомендуют все оглашаемые публично решения выставлять в режиме онлайн с учетом необходимости доступного законодательства для всех граждан, необходимость улучшения осведомленности среди государственного сектора.

Это реально!

Эксперты из Германии и Грузии рассказали об опыте своих стран в прозрачности судебных процессов и свободном доступе к информации.

Самой оживленной было выступление Председателя суда города Тбилиси (Грузия) Мамука Ахвледиани об опыте обеспечения права на доступ к информации в системе правосудия в его стране.

- В конце 90-х годов прошлого века в Грузии несколько раз пытались реформировать судебную систему, но все реформы были неудачными, - говорит М.Ахвледиани. - Основная причина этих неудач это отсутствие политической воли к коренным изменениям. Глобальные изменения произошли у нас только, начиная с 2005 года. Реальному реформированию подверглась вся система правосудия. До этого правосудие Грузии, да и других институтов государства были абсолютно коррумпированы. С того времени были созданы комфортные условия для посетителей и единая электронная система делопроизводства в судах, которые позволяют сторонам иметь доступ к интересующей информации.

По его словам в грузинских судах нет очередей, как и нет формальных поводов для задержек, например из-за пропущенной запятой в иске. Смысл реформы судопроизводства, - повышение доверия к системе правосудия со стороны населения.

Мамука Ахвледиани, более подробно и наглядно рассказал и об электронной системе делопроизводства в судах Грузии.

- Вся информация по делам доступна в режиме онлайн, - продолжил он. - Мы отказались от бумажной формы регистрации документооборота. Все виды документов регистрируются в единой электронной системе. На этапе регистрации гражданину выдается справка с указанием паролей к доступу, для ознакомления со всей информацией по его делу на интернет-ресурсе суда. После этого электронная система присваивает материалам номер, и оно становится делом. Сама система в алфавитном порядке, автоматически распределяет дела для рассмотрения судье, который получает электронное уведомление в системе и приступает к работе с делом. В системе определяется время заседания и рассылается сторонам повестки.

Как отметил Ахвледиани, после проведения заседания секретарь заполняет соответствующие окна и создает протокол заседания и в течение 24 часов он становится доступным сторонам, а также в поисковой системе интернет-ресурса суда доступной всем, но со штриховкой имен и фамилий сторон. Это необходимо для обеспечения охраны личных данных. Незаштрихованная версия доступна только сторонам разбирательства с паролем доступа. В этой электронной системе, как сам гражданин, так и его адвокат могут дистанционно общаться с судебными инстанциями, вести переписку, пересылать иски и просматривать текущие процессы.

Вопрос времени

В своем выступлении Начальник управления судов Совета юстиции РТ Махбуба Сафарова рассказала о пилотном проекте системы электронного правосудия в Таджикистане и дальнейшем обеспечении граждан доступа к информации и введении электронного документооборота с перспективой обязательного размещения на сайте судов информации о принятом им решении.

Директор НПО «Глобальная инициатива политики Интернет» Парвина Ибодова отметила, что это хорошее начинание, но по ее словам со стороны представителей правосудия заметно затягивание, а порою и нежелание обеспечения доступа общественности к информации, в том числе и нежелание внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. В Таджикистане в министерствах и ведомствах создаются интернет-контенты, но, к сожалению, информация на них не обновляются.

Бюджетом закладываются определенные средства на расходы, в том числе и на связь, но зачастую под связью рассматривают только оплату традиционной телефонной связи и другое, что связано с телефонной связью.

- В Грузии есть, конечно, и судьи, которые не умеют работать с компьютерами, но это делают их помощники, секретари. В начале введения системы электронного судебного документооборота 95% судей не работали на компьютерах, но для них проводились курсы, сейчас таких осталось всего несколько. И для вашей страны, думаю это вопрос времени, - добавил Мамука Ахвледиани.

…Координатор Программы «Содействие правовой государственности в странах Центральной Азии» GIZ в Таджикистане Абдуразок Алимардонов, подчеркнул, что самое главное для общества, для судейского корпуса на нынешний момент, является появление у Совета юстиции как руководящего органа судебной системы политической воли к переходу на электронную систему правосудия. По его словам сейчас GIZ ведет переговоры в этом направлении.

- Сегодня в кулуарах «круглого стола» прозвучала реплика одного из судей «Есть проблема с доступом к информации, а где те самые пути решения?». Считаю, что один из путей решения этой проблемы это введение в стране системы электронного правосудия, - считает Алимардонов.

Президент не должен назначать судей…

После мероприятия нам удалось уже на ходу задать несколько вопросов председателю Тбилисского горсуда М.Ахвледиани.

- Вы говорите об отсутствии коррупции. А сколько зарабатывает судья в Грузии и какова его загруженность в течение месяца?

- Судьи первой инстанции сейчас ежемесячно получают 3000 лари, это 1500 евро, имеют льготы, ежеквартальные надбавки к зарплате. Судья, в месяц рассматривает 30-40 гражданских дел.

- Есть ли практика пыток в ходе следствия? В вашей судебной практике были такие заявления от подследственных, обвиняемых?

- Пыток нет, для Грузии это уже ушедшая в историю практика. Из тысячи дел, может в одном сторона заявляет о грубом обращении и прокурор обязан начать расследование по этому факту.

- Какова численность судей в горсуде Тбилиси?

- Для того чтобы сократить все бюрократические моменты, районные суды городов были упразднены. В Тбилиси с более чем полутора миллионным населением раньше было пять райсудов, а сейчас один объединенный городской суд. Он рассматривает и гражданские и уголовные и административные дела. Максимально упрощены процедуры для граждан, которые теперь могут подать исковое заявление по любому вопросу в один городской судебный орган в котором работают 78 судей.

- Кто может стать судьей? Их назначает президент?

- Нет. Кандидат в судьи должен иметь стаж работы в правоохранительных органах. Пройти обучение в Высшей школе правосудия. Он сдает специальный экзамен. Это письменные и компьютерные интеллектуальные тесты определяющие уровень личностного развития. По завершении тестирования кандидат проходит собеседование с членами Высшего совета юстиции, и только после этого будущий судья допускается к обучению в Высшей школе правосудия. В течении 10 месяцев, он получает необходимые навыки для работы судьей. А вот секретаря и членов совета юстиции, представляющих судейское сообщество, избирает Конференция судей.

Акмал Маннонов, "Asia-Plus"