Международные эксперты в Душанбе поделились опытом борьбы с пытками

Международные эксперты в Душанбе поделились опытом борьбы с пытками

Обзор международной практики по борьбе с пытками рассмотрен 13 июня в Душанбе в ходе второго дня семинара «ЕС-Таджикистан» для гражданского общества «Свобода от пыток и других видов жестокого бесчеловечного и унижающего достоинства видов обращения и наказания».

Участниками были обсуждены различные институциональные, управленческие, правовые и другие меры, которые могут эффективно повлиять на снижение уровня применения пыток в Таджикистане.

Винсент Джакопино, старший медицинский советник международной организации «Врачи за права человека» (США) сообщил о методах эффективного расследования и документирования пыток и жестокого обращения на основе обширного опыта организации, в которой он работает много лет.

Данная организация является мировым лидером в медицинской документации пыток и жестокого обращения во всем мире и в Соединенных Штатах. Пятнадцать лет назад Джакопино возглавил международную инициативу по разработке международных норм для эффективного расследования и документирования пыток и жестокого обращения, широко известного как Стамбульский протокол. Эта деятельность длилась три года, и в ней приняли участие более 75 человек из 40 организаций из 15 стран.

Стамбульский протокол включает в себя соответствующие правовые нормы, руководящие принципы расследования случаев пыток и жестокого обращения, а также подробные руководящие принципы комплексной судебно-медицинской оценки.

«Исходя из нашего опыта, эффективность усилий по повышению потенциала зависит от процедур и ресурсов, в том числе, от процедурных гарантий, таких как право на независимое медицинское обследование во время заключения, обязательное медицинское обследование при заключении под стражу и освобождении квалифицированным медицинским экспертом, применение судебно-медицинскими экспертами стандартизированных форм медицинского обследования согласно Стамбульскому протоклу, запрет на присутствие полиции во время медицинского обследования или изучения медицинских заключений», - перечислил представитель «Врачи за права человека».

Кроме того, сказал он, судебно-медицинская экспертиза должна быть независимой, при судебном или независимом органе и иметь достаточно ресурсов и обучения, включая оборудование для фотографии и др.

О преимуществах общественного расследования как универсальной методики борьбы с пытками рассказал представитель Комитета против пыток (Россия) Дмитрий Лаптев. В основе такого расследования лежит совокупность действий, осуществляемых гражданами либо объединением граждан, не обладающими специально предоставленными государством правами и полномочиями, с целью добиться эффективного расследования жалобы на грубое нарушение прав человека. Более того, при наличии достаточных доказательств граждане добиваются установления факта такого нарушения уполномоченным государственным органом, т.е. судом.

«Основная цель деятельности -  осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток», - сказал Лаптев.

Он сообщил, что за 10-летнюю деятельность к ним поступило свыше 1,4 тыс. сообщений о нарушении прав человека, установлено 105 фактов пыток, осуждено 93 человек, присуждено компенсаций в размере свыше 23 млн. российских рублей, из которых получено на данный момент свыше 18 млн.российских рублей, отменено около 400 незаконных решений.

Исполнительный директор Центра исследований правовой политики Назгуль Ергалиева (Казахстан) остановилась на вопросе прав жертв пыток на реабилитацию и возмещение вреда. «В странах Центральной Азии предпринимаются меры по реабилитации жертв пыток, но, к сожалению, пока к этому процессу привлечены неправительственные организации и гражданское общество. Государство пока в этом никак не задействовано. Однако посредством работы коалиций против пыток одним из элементов общественной кампании по борьбе с пытками является развитие институтов реабилитации за счет госбюджета», - сказала Ергалиева.

По ее словам, компенсации в регионе очень редко просятся и ещё реже выплачиваются – и то за счет виновных лиц. «Практически нет случаев, когда компенсация в наших странах выплачивалась бы за счет средств госбюджета. Во-первых, из-за ограничений законодательного характера – жертвы пыток законодательно не имеют право подать на компенсацию. Во-вторых, из-за отсутствия каких-либо объективных методов расчетов компенсации. Здесь следует обратить внимание на сравнительный опыт других стран, потому что такие методы расчеты уже существуют, а также на юриспруденцию международных судов, в частности Европейского суда», - считает экспрерт из Казахстана.

Наргис Хамрабаева, "Азия-Плюс", 14 июня 2012 года.