Совет ООН по правам человека призывает Таджикистан незамедлительно освободить Ильхома Исманова

Совет ООН по правам человека призывает Таджикистан незамедлительно освободить Ильхома Исманова

Рабочая группа по произвольным задержаниям Совета ООН по правам человека просит правительство Таджикистана принять необходимые меры для незамедлительного освобождения Ильхома Исманова и адекватного возмещения ущерба. Об этом говорится в решении №11/2013 данной группы, копия которой попала в распоряжение «Азия-Плюс».

История

В предоставленных документах на рассмотрение Рабочей группы по произвольным задержаниям сообщается, что Исманов Ильхом Исмаилович родился 19 февраля 1978 года в г.Канибадам, женат, отец троих детей, гражданин Таджикистана, проживающий в г. Худжанд, 3 ноября 2010 года был похищен вооруженными сотрудниками в масках Регионального отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Согдийской области.

4 ноября в дом Исманова пришли двое неизвестных мужчин, которые сообщили его жене, что он содержится в 6 отделе г. Худжанда. На следующий день супруга Исманова вместе с его братом поехали его навестить. Один из сотрудников попросил принести мази от ушибов и обезболивающие для Исманова. Родственники смогли увидеться с ним только 6 ноября. По их словам, он не мог двигаться и стоял весь мокрый, облитый холодной водой, на его шее были замечены многочисленные порезы, а на руках - мелкие кровоподтеки. Жена Исманова разглядела следы от электрошоков. Когда она попыталась пригнуться и рассмотреть его ноги, сотрудник милиции прервал свидание и выпроводил ее из здания.

Сообщается, что Исманов подвергался пыткам в течение нескольких дней, для того чтобы признать себя виновным. Сотрудники милиции предположительно избивали его резиновыми дубинками, лили кипяток на голову и тело, а также использовали электрошок.

После получения признательных показаний, он был переведен в СИЗО г. Чкаловска, где был заполнен протокол задержания. Согласно протоколу, Исманов формально был задержан 10 ноября 2010 года, в 11:45 утра. В этот же день прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело по статьям 36, ч.5 (Виды соучастников преступления) и 187, ч.2 (Организация преступного сообщества) Уголовного кодекса РТ и для проведения предварительного расследования дело было направлено в РОБОП УВД Согдийской области. Он обвинялся в соучастии в преступлениях, совершенных Исламским Движением Узбекистана (ИДУ). Предварительное расследование было проведено следственным отделом ГКНБ.

Адвокат впервые смогла встретиться с Исмановым 13 ноября во время суда, спустя 9 дней после ареста. Во время суда он был закован в цепи, из-за чего тяжело передвигался. Адвокат попросила его показать суду следы пыток. Он показал руки, на которых были следы от электрического тока. Однако судья не ответил на эти заявления, посоветовав адвокату провести медицинскую экспертизу.

По решению суда г.Худжанд в отношении Ильхома Исманова была применена мера пресечения в виде заключения под стражей сроком на 2 месяца на основании тяжести совершенных преступлений. Судья признал, что доводы относительно того, что он находился под стражей в течение нескольких дней до формального ареста, должны быть расследованы.

В первые дни после задержания супруга Исманова обратилась с жалобами на применение пыток в различные инстанции с просьбой о проведении медицинского обследования ее мужа. Аналогичные заявления были сделаны его адвокатом. В ответ на жалобы прокуратура Согдийской области ответила, что пытки не применялись, однако не указала, каким образом они пришли к такому заключению.

За несвоевременное оформление протокола задержания сотрудники РОБОП УВД Согдийской области были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Далее сообщается, что 26 января 2011 года Исманова доставили в г.Исфара на проведение следственных мероприятий, где он был избит в милицейском участке.

В течение двух месяцев предварительное задержание продлевалось дважды - 8 января и 25 марта.

30 мая 2011 года предварительное следствие было окончено и дело было передано в Худжандский городской суд. Процесс в отношении Исманова и еще 52 лиц, обвиненных в участии в ИДУ, начался 11 июля и проходил на территории СИЗО №2 в закрытом режиме. Во время процесса он еще раз заявил о применении пыток.

В декабре 2011 года Исманова приговорили к 8 годам заключения в колонии строгого режима. Он обжаловал приговор в Верховном суде, однако не известно, когда будут проводиться слушания по данному делу.

Дискуссия

Рабочая группа по произвольным задержаниям Совета ООН по правам человека рассмотрела полученные жалобы заявителя и ответы правительства, а также последующие комментарии заявителя. Принимая во внимание все полученные документы, возникает ряд вопросов, связанных с различными аспектами надлежащей правовой процедуры, включая предоставление защиты при задержании и аресте, гарантированной национальными и международными инструментами прав человека, в том числе права на справедливое судопроизводство.

По данному делу, среди прочего, были затронуты следующие права: ордер на арест и содержание; регистрация взятия под стражу; быстрое предоставление документов суду; беспрепятственный доступ к адвокату с момента ареста и содержания под стражей, в течении всего срока содержания под стражей и судебного разбирательства; вызов свидетелей со стороны защиты; досудебный доступ к адвокату имеет первостепенное значение; право на связь с внешним миром; признания, сделанные под принуждением.

В своем ответе правительство Таджикистана напомнило о террористической атаке на здание РОБОП 3 сентября 2010 года, проведенной членом ИДУ Акмалом Каримовым. Правительство утверждает, что результаты следствия данного инцидента привели к арестам некоторых членов ИДУ. Органами, проводящими предварительное расследование, кроме прочих был арестован Ильхом Исманов по обвинению в преступном сговоре и членстве в преступной организации. Тем не менее правительство не предоставило дальнейших объяснений и конкретных доказательств относительно оснований для его ареста, кроме того что он признал себя «частично виновным». Отсутствуют также объяснения, в каких преступлениях он признался, а какие отвергал.

Исманов признается, что передал мобильный телефон и симкарту родственникам Азамова в Таджикистане. Если правительство не имеет четких и обоснованных доказательств того, что переданный мобильный телефон и симкарта содержали особые инструкции для террористической деятельности, передача мобильного телефона само по себе не является уголовным преступлением.

Правительство в своем ответе рабочей группе признает, что в случае Исманова не была соблюдена надлежащая правовая процедура, и сотрудники милиции были привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с информацией, предоставленной правительством, неоправданная задержка в представлении Исманова перед судом стало основанием для решения судьи Худжандского областного суда по вынесению дисциплинарных мер в отношении следователей.

Рабочая группа считает, что в связи с задержкой регистрации ареста Исманова, он был лишен важных гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также консультаций с адвокатом. Признания, полученные по принуждению, как нарушения части надлежащей правовой процедуры, без адвоката, не могут быть приняты судом в качестве достоверного и приемлемого доказательства. Таким образом, с учетом дисциплинарных мер в отношении лиц, незаконно удерживавших Исманова, любое действие или бездействие, происходящие в этот период, включая любые признания, сделанные им, должны считаться недействительными.

Не указываются причины задержания медицинского обследования Исманова для констатирования заявлений о пытках и жестоком обращении (по просьбе его жены предоставленной 6 и 10 ноября), которая была проведена намного позже - 27 ноября 2010 года. Правительство не смогло предоставить удовлетворительный ответ по этому поводу.

Диспозиция

В свете вышеуказанных обстоятельств, рабочая группа по произвольному задержанию вынесла следующее мнение:

Лишение свободы Исманова Ильхома Исмаиловича является произвольным и представляет собой нарушение статьи 9, 10 и 11 Всеобщей Декларации прав человека и Статьи, 9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, подпадающие под категорию III (полное или частичное несоблюдение международных норм в отношении права на справедливое судебное разбирательство, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международно-правовых документах, принятых соответствующими государствами, является столь серьезным, что оно придает лишению свободы произвольный характер - прим. ред.), применяемых для случаев, представленных рабочей группе.

С учетом этого мнения, рабочая группа по произвольным задержаниям Совета ООН по правам человекапросит правительство Таджикистана принять необходимые меры для исправления ситуации, которые включают незамедлительное освобождение Исманова Ильхома Исмаиловича из-под стражи и адекватного возмещения ущерба.

Рабочая группа обращает внимание правительства Таджикистана на рекомендации Совета ООН по правам человека о том, что национальные законы и меры по борьбе с терроризмом должны соответствовать всем обязательствам по международному праву, в частности по правам человека.

Азия-Плюс