Роковое ВОСКРЕСЕНЬЕ

Представляем вашему вниманию истории, которые рассказывают о трагических судьбах тринадцати солдат, ставших жертвами пыток и “дедовщины” в таджикской армии, изложенные в книге «История 13 солдат, или Потерянные мечты» (авторы Джамшед Марупов и Гузал Махкамова, литературный редактор - Наргис Хамрабаева).
Книга подготовлена ОО «Офис гражданских свобод» при содействии Коалиции против пыток к Международному дню защиты жертв пыток - 26 июня.  

Проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню поддержки жертв пыток, стало возможным в рамках проекта «Усиление действий по предотвращению пыток и поддержке правозащитных организаций в Таджикистане», финансируемого Европейским Союзом.    

Роковое ВОСКРЕСЕНЬЕ

23-летний Фирдавс Рахматов, студент четвёртого курса факультета телекоммуникации Худжандского госуниверситета, скончался ровно через месяц после того, как был «призван» в армию. 

В семье лишних денег никогда не водилось, но родители вложили все сбережения в образование Фирдавса. Он мечтал стать профессионалом, мастером своего дела, много читал и старался успешно сдать экзамены. Но вскоре у Рахматовых начались серьёзные проблемы с деньгами.

 У отца Фирдавса постоянной работы не было, мама работала в швейном цеху, и заработная плата у неё была сдельной, а потому не всегда стабильной. Им предстояли большие расходы - нужно было расширяться, с двумя взрослыми сыновьями и маленькой дочкой становилось тесно в небольшой двухкомнатной квартире. К тому же, как и полагается в таджикских семьях, всё чаще вставал вопрос о женитьбе сыновей. Фирдавс решил перевестись на заочное отделение и помогать родителям. В свободное от учёбы время начал неплохо зарабатывать, помогал семье изо всех сил. 

2015 год. «Облава» в майское утро. Обычно Фирдавс ходил на работу одной и той же дорогой. В то майское утро навстречу ему быстрым шагом шли незнакомые мужчины в гражданском. Поравнявшись, они внезапно схватили парня за руки и начали затаскивать в машину, которая была припаркована у обочины. Всё произошло так стремительно, что Фирдавс не успел опомниться. Через несколько минут молодой человек уже был в военкомате. До последнего он не верил, что его отправят на службу, потому что на то время в армии служил его младший брат. Но из военкомата парня уже не выпустили. Все старания и обращения родителей в компетентные органы были тщетными. 7 мая 2015 года Фирдавс Рахматов был отправлен на службу в воинскую часть в Канибадаме. 

Вначале всё было неплохо. Дилором, мать Фирдавса, даже обрадовалась, когда приехала навестить сына и увидела добротное, отремонтированное здание части. А ещё сын сообщил, что как только офицеры узнали о его компьютерных навыках, то сразу же оформили «писарем». Работа непыльная, в чистом кабинете. Но материнская радость была недолгой. Уже во второй приезд Дилором почувствовала неладное. У сына был хриплый голос, а после расспросов матери он признался, что на службе «деды» избивают новобранцев. Но очень просил никому об этом не рассказывать – Фирдавс не хотел прослыть «козлом», таких нигде не любят и всегда наказывают после «доноса». Дилором решила молчать, чтобы не навредить любимому сыну. 

Проходили дни. Дилором гордилась, что оба её сына служат в армии. Однажды младший сын Фируз заболел и его отпустили домой в отпуск, подлечиться. Разрешили и Фирдавсу на одну ночь приехать к родителям. В тот день в доме царил настоящий праздник. Дилором хлопотала на кухне, готовила всё самое вкусное, чтобы посытнее накормить своих солдат. Тогда она даже представить не могла, что это будет её последняя встреча с Фирдавсом. 

«На ужин я приготовила манты, любимое блюдо моего Фирдавса. Он так жадно съел всё, что было на тарелке, и попросил добавки. Я поняла, что в армии солдаты не едят досыта», - рассказала Дилором. 

В конце мая Фирдавс позвонил матери и сообщил, что они едут на «учебку» в Исфару. Уже с полигона раздобыл у кого-то телефон и сообщил матери, что через два дня они возвращаются в часть. 

7 июня 2015 года. Роковое воскресенье. Ровно месяц, как Дилором проводила старшего сына в армию. В тот вечер к ним домой пришли гости, было весело и шумно. После гостей Дилором допоздна убиралась, стирала, готовилась к началу новой рабочей недели. Вдруг она услышала, как кто-то позвонил мужу, тот сначала побледнел, а потом по его лицу покатились слёзы. Женщина поняла: произошло что-то страшное.

«Наш Фирдавс умер. Его убили», - прошептал супруг. У Дилором закружилась голова от услышанного, в ушах зазвенело. Она не понимала, что происходит. Не верила, что её Фирдавс мог умереть, ведь два дня назад они говорили по телефону. В это время открылась входная дверь и сотрудники части занесли тело Фирдавса в квартиру. На его теле были видны следы вскрытия и швы - проводили экспертизу. В квартиру зашли около двадцати человек: военнослужащие, врачи, родственники и соседи. Дилором услышала сквозь туман, как кто-то обратился к военным и спросил: «Что случилось с Фирдавсом?». «Во время «учебки» потерял сознание и не пришёл в себя», - уверенно ответил незнакомец.

Нозим Каландаров

Но материнское сердце не верило этим словам. Всё время эта циничная фраза кружилась у неё в голове. «Как же так!? Никогда не болел, месяц назад прошёл медосмотр. Здесь что-то не так», - думала Дилором. Через несколько дней объявили результаты судмедэкспертизы: якобы у Фирдавса была эпилепсия, он потерял сознание и из-за нехватки кислорода скончался. Родные Фирдавса ещё больше усомнились в официальной версии случившегося. Они обратились в военную прокуратуру, было возбуждено уголовное дело, началось следствие.

Целый месяц Рахматовы ходили на судебный процесс. На каждом слушании появлялись всё новые и новые факты. Дилором и представить не могла, что внутри воинской части может происходить столько беспредела, насилия и унижения. Её рана была настолько глубокой, что всё и вся казались ей чёрным. Дилором с каждым днём становилось всё хуже, она боялась, что не сможет дойти до конца. Но у неё была цель – добиться наказания виновных по всей строгости закона, чтобы больше никогда ни одна мать не почувствовала той пронзающей боли, что и она.

Семья Рахматовых узнала всю правду о смерти сына через месяц. «Оказывается, полигон для офицеров - это место для отдыха и пикника. Солдаты остаются без присмотра. А офицеры разрешают старослужащим «воспитывать» новичков. И так называемое воспитание проходит путём издевательства и насилия. Я узнала об этом из рассказов нескольких десятков солдат, которые в то время были с Фирдавсом на полигоне и были допрошены прокурором. «Дедам» не понравилось, что мой сын сразу же после прибытия начал работать в кабинете. Они ждали момента отомстить ему. И «учебка» была как раз кстати. Подловив момент, трое старших солдат жестоко избили Фирдавса. Один из них бил в горло и в грудную клетку прикладом автомата. Из-за сильного удара у сына перехватило дыхание, и он потерял сознание. Но первой медицинской помощи ему не оказали. Ждали, когда он сам придёт в себя. Это всё произошло в полдень. Только через несколько часов его повезли в больницу. Но было уже поздно. Тело давно уже было холодным», - рассказала Дилором.

Амнистия офицеров. Позже состоялся суд. Солдаты, которые были признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений, получили по 18 лет тюремного срока, офицеры же получили по 2,5 года, правда, через 3-4 месяца все трое офицеров были отпущены на свободу по амнистии.

«После трагедии, которая обрушилась на нашу семью, я потеряла веру в справедливость. Веру в правосудие. Я поняла, что у нас коррумпированная система. Те, у кого есть деньги, легко могут решить проблему с законом. А вот простые люди, как мы, отправляют здоровых сыновей служить в армию, а обратно получают их гробы или, в лучшем случае, калек и больных», - сказала Дилором.

…Фируз, второй сын Дилором отслужил и вернулся домой, но после потери старшего брата заболел. Он заработал в армии сильное воспаление, у него часто болят поясница и суставы. Отец Фирдавса безработный, иногда водит такси. Вся семья держится на Дилором. После смерти Фирдавса государство предоставило им однокомнатную квартиру. В течение года после трагедии представители хукумата навещали Рахматовых, помогали продуктами, а потом просто-напросто забыли про них.

Прошло почти пять лет со дня смерти сына, но до сих пор сердце Дилором не может успокоиться, и её всё время гложет вопрос, почему виновные офицеры так скоро вышли на свободу?! 

NoTorture.Tj