Таджикистан: должностные лица должны прекратить запугивания в отношении адвокатов, в том числе председателя Союза адвокатов

Сегодня Международная комиссия юристов (МКЮ) выразила обеспокоенность в связи с актами запугивания в отношении председателя Союза адвокатов Республики Таджикистан Саидбека Нуритдинова и еще 15 адвокатов со стороны государственного ведомства по борьбе с коррупцией.

По всей видимости, оказываемое давление связано с тем, что адвокаты осуществляют защиту Абдулазиза Абдурахмонзода. Дело по обвинению адвоката в мошенничестве рассматривается судом, и имеются сведения о том, что в ходе содержания под стражей он подвергся жестокому обращению со стороны сотрудников Агентства по финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан (Антикоррупционное ведомство).

После того, как адвокаты, осуществляющие защиту Абдурахмонзода, заявили о жестоком обращении, судья Ахмадзода Фарогат из суда района Сино г. Душанбе, которая рассматривает данное дело, обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой провести расследование по указанным жалобам.

После возбуждения проверки по заявлениям на жестокое обращение глава Антикоррупционного ведомства в г. Душанбе предположительно направил запросы в ряд районных судов г. Душанбе, чтобы получить информацию о гражданских и уголовных делах, в которых Саидбек Нуритдинов принимал участие в качестве адвоката. Сообщается о том, что были запрошены такие данные, как имена и адреса клиентов; предмет гражданских дел и сведения об обвинениях, предъявленных подзащитным. Кроме того, МКЮ стало известно о том, что судья Ахмадзода Фарогат по запросу Антикоррупционного ведомства передала последнему список с именами пятнадцати адвокатов, а также копии их ордеров на представление интересов подзащитного.

МКЮ отмечает, что хотя указанные сведения не являются конфиденциальными, ранее подобные проверки, предпринятые Антикоррупционным ведомством, уже привели к уголовному преследованию и осуждению адвокатов.

«В данном случае в дело адвоката, привлеченного к уголовной ответственности, вступили его коллеги, включая руководителя Союза адвокатов, что соответствует профессиональной этике адвоката, — отметил Тимур Шакиров, старший правовой советник МКЮ. – Их участие в деле в качестве защитников соответствует международным стандартам, касающимся роли юристов, а также национальному законодательству Таджикистана».

«Если расследование связано с участием адвокатов в деле Абдурахмонзода, то оно может рассматриваться как средство запугивания адвокатов. В таком случае оно должно быть прекращено, а адвокатам должна быть предоставлена возможность действовать свободно и добросовестно, в соответствии с национальным законодательством и международным правом и стандартами, касающимися роли юристов», — добавил Шакиров.

Общие сведения

17 апреля 2019 года в отношении адвоката Абдулазиза Абдурахмонзода было возбуждено уголовное дело по статье 247 ч.2 Уголовного кодекса (Мошенничество). В ходе судебного процесса, на котором присутствовал наблюдатель от МКЮ, Абдурахмонзода настаивал на своей невиновности и жаловался на нарушения уголовно-процессуального законодательства в ходе предварительного расследования: возбуждение уголовного дела в отсутствие правовых оснований (сообщается о том, что в материалах дела отсутствует заявления потерпевшего о мошеннических действиях, совершенных Абдурахмонзода); нарушение хода предварительного расследования и представление в суд доказательств, полученных заведомо незаконными средствами. МКЮ продолжает наблюдать за судебным процессом по данному делу.

В соответствии с Основными принципами ООН, касающимися роли юристов, правительства должны обеспечить, чтобы юристы «могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства» и «не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций» (принцип 16).

Кроме того, вмешательство или воспрепятствование деятельности адвоката запрещено Законом Таджикистана «Об адвокатах и адвокатской деятельности». Согласно Закону, адвокат не может быть привлечен к ответственности за какое-либо мнение, выраженное им(ею) в рамках адвокатской деятельности, за исключением действий, которые могут составить преступление. Не допускается истребование у адвокатов или союзов адвокатов сведений, связанных с предоставлением юридической помощи по конкретным делам.

Проект Всеобщей декларации независимости правосудия («Декларация Сингви»), который наделяет ассоциацию адвокатов полномочиями по защите независимости адвокатов, предусматривает, что ассоциация «незамедлительно уведомляется о причинах и правовых основаниях для задержания или заключения под стражу любого члена ассоциации или любого адвоката, практикующего в пределах ее юрисдикции». В таком случае ассоциации адвокатов «имеют право, в лице своего председателя или иного представителя, следить за ходом производства по делу и, в частности, обеспечивать соблюдение профессиональной тайны и независимости профессии».

www.icj.org