Опять смерть. Опять в заключении

Опять смерть. Опять в заключении

Пресс-обзор СМИ Таджикистана за февраль 2013 года

В феврале 2013 года СМИ Таджикистана продолжали наблюдать за ситуацией с пытками в стране и реагировали на любой подобный факт, что указывает на то, что журналисты стали активней освещать проблему пыток в стране. Судьба худжандских заключенных, возможная экстрадиция экс-премьера РТ Абдумалика Абдулоджонова в Душанбе, где он может быть подвергнут пыткам, очередная смерть в заключении и официальная презентация отчета по пыткам в Таджикистане в Женеве – основные темы февраля.    

6 февраля еженедельник «Нигох» сообщил об очередном факте смерти заключенного. «Еще одна смерть в заключении. На этот раз 22-летний Махмадшариф Насриддинов, содержавшийся в душанбинской колонии №1, скончался в ночь на 2 февраля 2013 года», - отмечает издание.

Автор со ссылкой на заместителя начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста РТ Бахрома Абдулхакова сообщил, что заключенный совершил суицид. В материале подчеркивается, что родственники скончавшегося отрицают появившиеся слухи о том, что Махмадшариф подвергся пыткам после того, как надзиратели обнаружили у него мобильный телефон. Близкие отметили, что мужчина звонил из тюрьмы с телефонов других заключенных, своего телефона у него не было. 

«Ходили разговоры, что после того, как у Махмадшарифа нашли телефон, его заключили в ШИЗО, а за освобождение оттуда надзиратели требовали 1 тыс. сомони. И якобы после того, как заключенный сказал, что у его родственников нет возможностей дать такие деньги, и они могут пожаловаться на них за вымогательство, его избили», - пишет «Нигох».   

Данную тему подхватило другое издание «Чархи гардун». В очередном номере газеты от 6 февраля вышла аналитическая статья «Опять смерть! Опять в заключении!», в которой журналист подвергает сомнению случаи «самоубийств» в колониях и напоминает о смерти Хамзы Икромзода, на теле которого были явные следы пыток, но руководство пеницитарного учреждения и тогда говорило о «самоубийстве».

На следующий день, 7 февраля, на сайте Радио Озоди вышла заметка о том, что родственники заключенных в худжандской колонии собрались напротив президентского дворца с требованием обратить внимание на многочисленные факты пыток, которым подверглись их дети в заключении.   

Файзали Икромов, отец Хамзы Икромзода сообщил «Озоди», что хотел уведомить президента о том, что сообщения о пытках не рассматриваются справедливо.

Мехринигор Ризоева, мать Суннатуло Ризоева – одного из худжандских заключенных, этапированных туда из Душанбе, отметила, что его сын уже несколько дней содержится в ШИЗО. Однако тогда их никто так и не принял. Озоди отмечает, что письменные заявления родителей Икромзода и Ризоева приняты и направлены в правовой отдел исполнительного аппарата президента для принятия решения.

Очередная попытка родственников заключенных добиться встречи с чиновниками оказалась успешной. Как сообщает 12 февраля сайт TojNews, свыше 20 родственников собрались у здания президентского аппарата для встречи с государственным советником президента по правовым вопросам Джумахоном Давлатовым. «После пятичасового ожидания встреча все-таки состоялась. Он уведомил родственников, что Эмомали Рахмон не владеет информацией о пытках среди заключенных и обязательно рассмотрит эту проблему», - отмечает издание.

Однако, видимо, не дождавшись подвижек в этой деле, Махмурод Ризоев, отец заключенного Сунатулло Ризоева, сообщил еженедельнику «Фараж»: «Я потребовал от Джумахона Давлатова, чтобы моему сыну, во-первых, оказали медицинскую помощь, во-вторых, создали бы комиссию, которая бы пересмотрела его дело и освободила из мест заключения». Статья в №20 еженедельника называлась категорично: «Президент! Моего сына убьют!».

«Сейчас мой сын находится в тяжелом состоянии. Его всего порезали, а прямо в области сердца лезвием вырезали имя Диловара Арабова – начальника худжандской колонии. Если что случится с моим сыном, он понесет ответственность. В последний раз, когда я его навестил, у него не было 11 зубов. И следы побоев …Его так избили, что, наверное, скотину так не бьют», - сказал еженедельнику «Фараж» Махмурод Ризоев.

В начале февраля обсуждаемой была тема задержания экс-премьера Таджикистана Абдумалика Абдуллоджонова в киевском аэропорту, куда он прилетел из США и возможная его экстрадиция в Душанбе. На сайте информационного агентства «Азия-Плюс» 8 февраля появилась информация о том, что правозащитники Центральной Азии, собравшиеся 6 февраля в Киеве на Форуме правозащитных организаций региона «Солидарность, взаимодействие, поддержка», выразили свою озабоченность в связи с возможной экстрадицией Абдуллоджонова в Таджикистан. В распространенном заявлении отмечается, что экстрадиция Абдуллоджонова в Таджикистан, где «судебная система является орудием расправы властей с оппозиционно настроенными политиками и гражданскими активистами, а заключенные подвергаются пыткам и истязаниям, угрожает ему физической ликвидацией».

Тема о судьбе Абдуллоджонова в тот же получила развитие на сайте персидской службы Би-Би-Си. Издание отмечает: «Сообщается, что Абдуллоджонов был задержан по запросу таджикских властей со стороны Интерпола. Власти Таджикистана обвиняют его в совершении ряда тяжких статей – терроризме, организации преступного сообщества и государственной измене. Правозащитники опасаются, что в случае экстрадиции на родину Абдуллоджонов может быть подвергнут пыткам».

14 февраля в газете «Точикистон» вышла информация о том, что суд признал виновным следователя ОМВД столичного района Шохмансур Абдурахмона Додова в халатности, приведшей к смерти задержанного Бахромиддина Шодиева, и приговорил его к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения.

Издание цитирует адвоката потерпевшей стороны, который считает приговор незаконным и несправедливым, так как не понесли наказания оперуполномоченные сотрудники отдела милиции, которые непосредственно задержали Шодиева, и, по словам его  родственников, запытали до смерти.  

О встрече председателя Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана, известного юриста-правозащитника Рахматилло Зойирова с председателями комитетов Маджлиси намояндагон МО РТ  - по обороне, безопасности и правопорядку Амиркулом Азимовым и по законодательству и правам человека - Махмадали Ватановым, которая состоялась 11 февраля в Душанбе, сообщает информагентство «Азия-Плюс».

В ходе встречи были обсуждены вопросы, затронутые в обращении Зойирова в парламент страны (копии в ГКНБ, министерство юстиции, уполномоченному по правам человека), в частности, по фактам применения пыток и насилия в местах лишения свободы.

Сторонами было отмечено, что после внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство страны, принятия специального закона, направленного на профилактику и пресечение пыток в местах лишения свободы, имеются заметные изменения в положительную сторону.

Но, тем не менее, нередко встречаются факты применения пыток и насилия в отношении осужденных, и необходимо реагировать на такие факты. Председатель ОСДПТ с удовлетворением отметил, что данная встреча является позитивным шагом со стороны нижней палаты парламента страны в аспекте налаживания взаимного сотрудничества в решении общих актуальных и злободневных проблем, одной из которых является обеспечение и защита прав и свобод осужденных в местах лишения свободы.

Председатели комитетов нижней палаты парламента страны Азимов и Ватанов поддержали предложение Зойирова о необходимости подготовки и проведения парламентских слушаний по данному вопросу с привлечением как ответственных лиц в данной сфере, так и институтов гражданского общества, особенно в аспекте состояния исполнения законодательства страны о пытках, и отметили, что в ближайшее время этот вопрос будет представлен на рассмотрение руководству парламента страны.

Сайт Радио Озоди сообщил, что в Женеве будет рассмотрена ситуация с пытками в Таджикистане на очередном заседании Комитета по правам человека ООН (25 февраля-22 марта). По программе заседания, 4 марта выступит специальный представитель по пыткам Хуан Мендез, который представит официальный отчет о положении с пытками в Таджикистане по итогам своего визита в страну в мае прошлого года.

27 февраля еженедельник «Нигох» опубликовал аналитическую статью, посвященную проблемам пыток. Автор материала подчеркивает: «Не секрет, что скажут в Женеве два представителя официального Таджикистана – Генпрокурор Салимзода и Омбудсмен Ализода. Лучше бы они здесь, перед народом, или перед руководителем государства отчитались, что они реально сделали для предотвращения пыток и избиений в закрытых учреждениях».

NoTorture.Tj