Порочная практика пыток

Порочная практика пыток

Пресс-обзор СМИ Таджикистана за сентябрь 2012 года. 

Впервые в Таджикистане по обвинению в пытках - статье, которая появилась в Уголовном кодексе страны в марте этого года - осудили сотрудника милиции. Участкового приговорили к семи годам лишения свободы по обвинению в пытках и жестоком обращении с 17-летним юношей, который был задержан по подозрению в краже. Об этом в сентябре сообщили практически все независимые СМИ страны.

Еженедельник «Вечерний Душанбе» (№ 37 от 11 сентября) пишет, что судебный процесс в отношении сотрудника ОМВД Яванского района Машраба Алиева проходил за закрытыми дверями, так как, по словам адвокатов, родственники Алиева угрожали близким жертвы и его адвокатам. В результате судебное заседание было проведено в ОМВД Яванского района.

Газета «Озодагон» (№37 от 18 сентября) сообщив, что милиционер из Явана получил срок, напоминает, что в феврале этого года в рамках программы «Борьба против пыток в Таджикистане», поддержанной ОБСЕ, для жертв пыток и их родственников заработали два телефона доверия -  98 882 37 97 (для Душанбе, РРП и Хатлона) и 98 882 37 96 (для Согдийского региона).

Международная организация Amnesty International приветствует приговор суда Яванского района, пишет газета «Азия-Плюс» (№71 от 20 сентября). «Это явный признак того, что таджикские власти всерьез намерены положить конец порочной практике пыток. Это первое уголовное дело по статье пытка, которая была предъявлена должностному лицу - в марте этого года в УК РТ была внесена статья о пытках, отвечающая нормам международного прав», - заявила организация. Amnesty International также отмечает, что это первый случай в Таджикистане, когда суд обязал возместить адекватный материальный ущерб потерпевшему в качестве компенсации за лечение.

Однако уже на следующий день на сайте радио «Озоди» (Свобода) появился очередной материал, в котором сообщалось о гибели 27-летнего заключенного Хамзы Икромзода в душанбинской колонии №1.

По данным СМИ, на теле скончавшегося заключенного были обнаружены многочисленные следы побоев, а на боку был виден крупный ожог, напоминающий форму утюга.

«Все тело и лицо были покрыты черными пятнами - следы жестоких избиений. Моего брата пытали раскаленным утюгом, следы от которого также имелись на теле», - рассказал в интервью «Озоди» брат покойного Амир Икромзода.

Агентство TojNews со ссылкой на родственников покойного сообщает, что между заключенными и сотрудниками колонии №1, где покойный отбывал наказание, произошла ссора. Сотрудники изолятора по ночам устраивали проверки в помещениях заключенных, требуя с них деньги.

Когда Хамза и другие заключенные начинали проявлять несогласие, их наказывали, - цитирует брата покойного TojNews. - С меня требовали 2 тыс. долларов, чтобы его снова перевели из ШИЗО в тюрьму. Потом требовали 1 тыс., но деньги мы не успели отнести.

Однако руководство Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста РТ в интервью журналистам опровергло факт пытки и напомнило, что ранее посетившая СИЗО группа журналистов также не зафиксировала случаев побоев и пыток со стороны сотрудников изолятора.

Глава пенитенциарной системы Иззатулло Шарифов заявил радио «Озоди», что Хамза Икромзода скончался в результате суицида, а следы, обнаруженные на его теле, - следствие оказания первой помощи врачами, которые пытались спасти жизнь снятому с петли заключенному и использовали для этого пластиковые бутыли с горячей водой и электрошок.

Азиза Асоева, тётя Хамзы Икромзода, в интервью «Озоди» сказала, что имеются десятки фотографий, на которых видны следы пыток и избиений на теле Хамзы, и эти следы не похожи на последствия электрошока. Она говорит, что черные пятна на спине, коленях Хамзы свидетельствуют  о том, что его сильно мучили перед смертью.

Газета «Точикистон» (№39 от 27 сентября) в материале «Пытки или суицид?» приводит слова врачей, которые утверждают, что применение дефибриллятора оставляет на теле темные точки, но никак не ожоги.

Еженедельник «Чархи гардун» (№39 от 26 сентября) в своем материале «Смерть в тюрьме №1» пишет, что заместитель заведующего Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Фуркат Ганиев отметил следующее: «Пока ничего нельзя сказать до завершения экспертизы» и посоветовал обратиться за результатами к следователю. Еженедельник напоминает, что год назад предположительно от пыток сотрудников правоохранительных органов скончались Сафарали Сангов, Исмоил Бачаджонов и Бахромиддин Шодиев.

Еженедельник «Миллат» (№39 от 26 сентября) в статье «Пытки мертвого или живого? Тайна смерти заключенного» сообщил, что правозащитные организации страны призвали власти провести тщательное расследование смерти заключенного Хамзы Икромзода. В заявлении по этому поводу указывается, что это не первый случай, когда в кабинетах милиции, местах предварительного заключения или тюрьмах в результате жестокого обращения и пыток погибают молодые люди. Далее перечисляются имена скончавшихся задержанных и заключенных: Сафарали Сангов, Исмоил Бачаджонов, Бахромиддин Шодиев, Д.Мурод, Исмонбой Бобоев, Хуршед Бобокалонов.

Почему главе пенитенциарной системы Таджикистана Иззатулло Шарипову не последовать примеру его грузинской коллеги Хатуны Калмахалидзе и не подать в отставку? - задается вопросом газета «Озодагон» (№38 от 26 сентября) в статье «Рахмон тоже может стать Саакашвили». Министр юстиции Грузии подала в отставку сразу же после того, как в Интернете было выложено видео, на котором запечатлены факты пыток и насилия в тбилисской тюрьме. «В Таджикистане нет культуры подачи в отставку среди чиновников», - пишет еженедельник. Журналист издания в своем материале предполагает, что вмешательство президента страны в расследование смерти заключенного Хамзы Икромзода обеспечит ему высокий рейтинг в обществе в преддверии очередных президентских выборов. «Это путь, который безошибочно выбрал президент Грузии Михаил Саакашвили, заявив о нулевой толерантности к нарушителям прав человека», - утверждает газета «Озодагон»

NoTorture.Tj