СМИ тщательно отслеживали ход процесса по делу смерти Хамзы Икромзода

СМИ тщательно отслеживали ход процесса по делу смерти Хамзы Икромзода

Обзор прессы Таджикистана за май 2013 года

Основным событием мая 2013 года в контексте борьбы против пыток стало начало судебного процесса по нашумевшему делу смерти заключенного Хамзы Икромзода, скончавшегося в сентябре прошлого года в исправительной колонии №1, как утверждают его родственники, в результате жестоких пыток и побоев.

Внимание практически всех независимых СМИ было приковано к данному судебному процессу, несмотря на то, что процесс был закрытым и проходил на территории СИЗО. Журналисты получали информацию из уст потерпевшей стороны, их адвоката и когда получалось возможным – судьи.

Информационное агентство TojNews 6 мая этого года сообщило, что начало судебного заседания перенесли на 15 мая из-за того, что адвокат потерпевшей стороны на тот момент находился за пределами страны.

Еженедельник «Нигох» 8 мая сделал интервью с братом скончавшегося заключенного Амирали Икромзода под названием «Пока я жив, я буду бороться за справедливость». Он рассказал, что во имя справедливости и истины, он приложил максимум усилий и намерен идти до победного конца. «Человек, столкнувшись с подобным случаем, начинает понимать, что все эти материальные блага не имеют никакой ценности, когда нет справедливости и правды. На теле моего брата было 14 страшных ран. И мы требуем справедливости, чтобы виновные понесли заслуженное наказание. И я буду бороться, ради памяти своего брата, ради тех, кто еще продолжает терпеть пытки в заключении, ради тех, кто скончался от пыток», - сказал Амирали Икромзода.

Наступило 15 мая, судебный процесс начался сразу с протеста родственников Хамзы Икромзода, которые не были согласны с тем, что процесс проходит в закрытом режиме, на территории закрытого учреждения, и не открыт для представителей СМИ и  общественности. Как сообщает 15 мая Би-би-си,в связи с этим родственники Хамзы в знак протеста отказались присутствовать в зале судебных заседаний СИЗО.

Еженедельник «ИмрузNews» 16 мая опубликовал материал «Смерть заключенного: в ожидании свидетелей», где сообщается, что родные Хамзы и их адвокат потребовали суд пригласить на процесс основных свидетелей – заключенных, этапированных после смерти Хамзы в худжандскую колонию. Позднее СМИ сообщили, что данное ходатайство было отклонено судом.

Однако показания дали другие заключенные душанбинской колонии, выступившие на суде в качестве свидетелей. Агентство «Озодагон» 22 мая подготовило заметку о том, что заключенные подтвердили факт избиения Хамзы Икромзода. Со ссылкой на брата Амирали, агентство пишет: «Рафаэл Максудов, заключенный душанбинской колонии высткпил на суде в качестве свидетеля и подтвердил, что собственными глазами видел, как конкретные сотрудники колонии избивали Хамзу. Шерали, другой заключенный, заявил, что Хамзу избил начальник колонии Рустам Тоштемиров. Джамшед, который считается основным свидетелем смерти Хамзы, на суде подтвердил, что Икромзода увели из камеры среди ночи и избили».  

29 мая агентство «Азия-Плюс» сообщило о том, что суд столичного района Сомони осудил на 5,5 лет сотрудника исправительной колонии Я/С 3/1 города Душанбе Махмуда Исмоилова, признанного виновным по делу смерти осужденного Хамзы Икромзода. Назначенный срок осужденный проведет в колонии строгого режима. Адвокат Гульчехра Холматова воздержалась от оценки объективности судебного приговора, лишь отметив, что «все доказательства, которые были предъявлены суду, были исследованы и им дана правильная юридическая оценка».

Однако родственники Х. Икромзода категорически не согласны с формулировкой, озвученной при вынесении приговора, где говорится о том, что, несмотря на то, что Исмоилов закрыл Хамзу в штрафном изоляторе без оформления документов и причастен к его избиению, смерть заключенного всё же наступила в результате самоповешения.

Махмуд Исмоилов признан виновным в превышении должностных полномочий (ст. 316 ч.3 УК РТ). Предварительное следствие продолжается также в отношении его коллег - Рустама Тоштемирова, Шерафгана Сафарова и Нарзулло Авгонова.

СМИ тщательно отслеживают и другие дела, так или иначе связанные с пытками. 8 мая Радио Озодизадалось вопросом, когда же МВД выплатит компенсацию за потерю кормильца семье Санговых?  «Пресс-служба правоохранительного ведомства сообщает, что министерство месяцем ранее отправило запрос в отдел внутррених дел района Сино, где произошел случай с Санговым, чтобы они и выплатили компенсацию, и ждет ответа», - пишет Озоди.

Забегая вперед, отметим, что 30 мая агентство «Азия-Плюс» сообщило, что судебная коллегия по гражданским делам суда города Душанбе оставила без изменений решение суда района Сино о выплате компенсации вдове жителя Душанбе Сафарали Сангова, который, как считают его родственники, скончался в результате побоев и пыток в отделе милиции. Ответчиком выступает МВД Таджикистана, которое выплатит компенсацию в размере 46,5 тыс. сомони ($1 = 4,75 сомони).

«Исковое заявление о возмещении морального и материального вреда на сумму 150 тыс. сомони было подано со стороны вдовы Санговой. Суд, рассмотрев все собранные необходимые доказательства, вынес решение о взыскании с правоохранительного ведомства 46,5 тыс. сомони. Однако МВД Таджикистана обжаловало решение суда, не желая выплачивать компенсацию», - отмечает «АП».

На фоне данного судебного процесса и других дел, связанных с пытками, начальник Главного управления исполнения уголовных наказаний РТ Изатулло Шарипов 23 мая в интервью Радио Озоди

категорически опроверг наличие пыток в тюрьмах страны. Таким образом, Шарипов прокомментировад ежегодный отчет по пыткам международной правозащитной организации «Амнисти интернешнл», назвав его «враньем и неправдой».

«То, что якобы сотрудники тюрем сознательно и целенаправленно занимаются пытками осужденных, это ошибка и неправда», считает он. «Разве у них нет родителей и детей? Они  что, не боятся бога и могут позволить себе заниматься такими делами?», удивляется он. 

Генерал Шарипов заявил, что кем бы ни были преступники, какое бы ни совершили они деяние, «для сотрудников тюрем они, в первую очередь, люди. И никто не обращается с ними плохо и не пытает их», сказал он. При этом, Иззатулло Шарипов заявил, что в случае, когда осужденные совершают проступки, по отношению к ним в рамках законов, применяются меры, «но никто их не бьет и не пытает», - подчеркнул он.

Иззатулло Шарипов считает  мнение  Amnesty International  о том, что в Таджикистане «царит общая атмосфера безнаказанности», несоответствующей  действительности: «Контроль над тюрьмами осуществляет  прокурор и в отношение сотрудников, совершивших преступление, прокуроры принимают соответствующие меры», заявил он. Помимо этого, по его словам, наблюдение  за положением в тюрьмах осуществляют кураторы из ГКНБ и Агентства по борьбе с коррупцией, которые также отвечают за работу сотрудников этих учреждений.

Шарипов также заявил, что не согласен с обвинением в том, что двери тюрем в Таджикистане закрыты для независимых наблюдателей. По его словам,  буквально вчера Иван Шимонович, помощник генерального секретаря ООН по правам человека посетил одну из душанбинских тюрем. «Он по собственной воле посетил тюрьму, встретился с заключенными, ознакомился с условиями их жизни, состоянием чайханы, библиотеки и мечети». По словам главы УИН, условия таджикских тюрем по сравнению с временами СССР в корне изменились. «Родные могут навещать заключенных, приносить им еду и одежду и не ощущают никаких недостатков», заявил он.

Новый доклад международной правозащитной организации Международная Амнистия (Amnesty International) называет проблемы пыток и издевательств в таджикских тюрьмах распространенной проблемой. Доклад Международной Амнистии, опубликованный 23 мая, анализирует ситуацию с правами человека в 159 странах мира. В каждой стране доклад обращает внимание  на отдельные и существенные проблемы в этой области. В  статье о  ситуации в Таджикистане, в основном анализируется положение заключенных в таджикских пенитенциарных учреждениях.

Специалисты организации считают, что виновники этих преступлений остаются безнаказанными, а независимые наблюдатели не имеют доступа в закрытые учреждения этой страны. Несмотря на определенные послабления, свобода выражения по-прежнему находится в опасности, считает AI.

Темы пыток была поднята и 22 мая во время визита в Таджикистан помощника Генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимоновича. «Подробно обсуждалась проблема пыток. Я был благодарен за то, что мне в короткие сроки была предоставлена возможность посетить тюрьму на окраине Душанбе. Я подчеркнул важность доступа сотрудников Международного комитета красного креста ко всем местам содержания под стражей, а также ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток для независимого мониторинга всех мест лишения свободы», - пишет 29 мая агентство «Азия-Плюс», цитируя Шимоновича.

NoTorture.Tj