Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
10 сентября 2021 года Группа правовой помощи Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане провела рабочую встречу с адвокатами.
Адвокаты очередной раз обсудили положения статьи 14 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в свете Замечаний общего порядка № 3 (2012) Комитета ООН против пыток, где отмечено, что каждое государство-участник обязан "обеспечить в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации". Важно понимать , что Конвенция говорит о пяти формах восполнения: реституция, компенсация, реабилитация, удовлетворение и гарантии неповторения.
Было еще раз подчеркнуто, что предоставление восполнения неизменно оказывает превентивный и сдерживающий эффект в отношении будущих нарушений и ,что государство не может отклонить, снизить или отсрочить выплаты ссылаясь на дефицит бюджета и другие причины.
В соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства РТ лицо, обращающееся в суд с требованием о компенсации причиненного ему морального вреда, обязано самостоятельно определить размер предполагаемой компенсации. При этом на него возложена обязанность обосновать указанную в исковом заявлении сумму компенсации морального вреда. С учетом действующего законодательства РТ именно суд полномочен определить окончательный размер компенсации морального вреда, при условии, что в ходе судебного разбирательства суд придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения такого иска. При определении размера компенсации вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости.
На практике при рассмотрении компенсационных исков нет четких и понятных методов определения размера компенсационных выплат. Согласно действующего законодательства, суды определяют степень физических и нравственных страданий по своему внутреннему убеждению.
Не всегда суммы, выплачиваемые жертве, а в случае их смерти родственникам, адекватны и справедливы. Кроме того, сами жертвы и их семьи годами обивают пороги судебных инстанций, доказывая самостоятельно или через своих представителей каждый требуемый сомони. Не у всех хватает смелости и упорства и терпения, чтобы доказывать свою разрушенную жизнь, расстроенное душевное и физическое здоровье на долгих судебных процессах .
Адвокаты отметили ,что бывают случаи, когда судебные органы пытаются переложить ответственность за преступление пытки на отдельного человека, который применил пытки будучи должностным лицом. Таким образом от ответственности выгораживается министерство/ведомство, где подобное преступление стало возможным ввиду различных причин.
Исполнительное производство по таким делам, также может затянутся, если жертва и ее представитель не проявят настойчивость и не будут требовать выплаты суммы, определённой судом.
Выплата денежных сумм не является исчерпывающим фактором для жертвы, когда важно восстановить доброе имя, потерянную репутацию и социальный статус в обществе. Важно требовать принесения публичных извинений от имени первого лица министерства в адрес жертвы или ее родственников.
Адвокаты отметили, что работая по делам о пытках и жестоком обращении они крайне уязвимы, так как им приходится работать против доводов и правоохранителей и судебной системы, где по их словам они могут «нажить себе врагов». Чувство собственной незащищенности вынуждает адвокатов отказываться от ведения аналогичных дел.
В завершении встречи по трем делам, где уже вынесены приговоры по статьям 143.1 УК РТ «Пытки» и 322 «Халатность» с учетом обсуждений были предложены ряд рекомендаций для последующих действий. Такие как требование опровержение в СМИ о ранее предоставленной информации, заявление ходатайств о проведении ряда комплексных экспертиз.