Таджикистан: Как уберечь детей от насилия?

Таджикистан: Как уберечь детей от насилия?

Этот непростой для страны вопрос сотрудники детских закрытых учреждений обсудили в Душанбе с участием международных и национальных экспертов.

Как сообщает Представительство правозащитной организации «Международная тюремная реформа» в Центральной Азии со ссылкой на результаты исследования общественной организации “Голос ребенка”, в Таджикистане в основном дети подвергаются насилию и жестокому обращению в милицейских участках. Кроме того, насилие в отношении детей применяется со стороны сотрудников закрытых учреждений.

Как показывает практика, сотрудники специализированных учреждений считают телесное наказание «нормальным явлением», считая, что без битья дети, находящиеся в конфликте с законом, «не будут вести себя хорошо».

В закрытых учреждениях культивируется криминальная субкультура и нередки случаи, когда старшие по возрасту дети применяют насилие против детей младшего возраста или в отношении детей из уязвимых групп.

По мнению экспертов, в Таджикистане, как и в других странах региона, это происходит и по причине того, что сотрудники закрытых учреждений не знают о международных стандартах по защите прав ребенка. Они также мало осведомлены об особенностях воспитания детей без применения насилия, о необходимости и методах поддержки детей во время их эмоционального кризиса или агрессивного поведения.

На решение этих вопросов, то есть, вопросам предотвращения насилия в отношении детей во всех видах закрытых учреждений был направлен трехдневный семинар-тренинг, который прошел 25-27 мая в столице Таджикистана. Туда были приглашены сотрудники из всех закрытых учреждений для детей, сотрудники милицейских участков, офиса уполномоченного по правам человека (омбудсмена), представители Министерства юстиции и Главного управления исполнения уголовных наказаний и других министерств и ведомств.

Слева направо: Рената Винтер, вице-президент Комитета ООН по правм ребенка, Люсия Элми, глава ЮНИСЕФ-Таджикистан, Азамат Шамбилов, региональный директор PRI

Основными слушателями тренинга были сотрудники детской и женской колоний, приемников-распределителей для несовершеннолетних системы МВД, спецшколы для трудновоспитуемых детей, местных неправительственных организаций.

Как отмечает Рената Винтер, вице-президент Комитета ООН по правам ребенка, безнаказанность за пытки в отношении детей ведет к тому, что дети, не получившие защиту, будут считать надежным способом решать свои проблемы не через правовые механизмы, а путем насилия. И это в странах Центральной Азии остается актуальным вопросом.

Выступая перед участниками, она привела пример, когда в одной из стран региона ее пригласили на полицейский рейд по работе с беспризорными детьми.

«В машине с нами были сотрудники полиции с автоматами. Когда мы приехали к одному зданию, один полицейский с автоматом остался у входа. Мы вошли в помещение, где сидела девочка с маленьким ребенком. Ребенок плакал от страха. Тогда я взяла на руки ребенка, а девочку протянула полицейскому. Только тогда он поставил в сторону свой автомат и взял ребенка в руки…», — рассказывает она.

Исследование о насилии, проведенное ООН в 2006 году, доказало, что дети, находящиеся в учреждениях опеки и в местах лишения свободы, подвергаются большему риску, чем все другие категории детей. Совместные мониторинги офиса Уполномоченного по правам человека Таджикикстана, проведенные с активистами гражданского общества показали, что «распространенность насилия в отношении детей в закрытых учреждениях страны очень высока».

Рената Винтер рассказала участникам о международных механизмах защиты прав ребенка, о роли Комитета ООН по правам ребенка, а местный эксперт Гульчехра Рахманова – о национальных механизмах защиты прав ребенка.

Рассказывая о проблемах защиты прав ребенка в стране, Рахманова отметила, что в стране не хватает политической воли для эффективной борьбы с этим явлением.

«В Таджикистане отсутствуют четкие механизмы реагирования на факты насилия над детьми, которые помогли бы правозащитникам инициировать [уголовные] дела и эффективно защищать детей», — сказала Гульчехра Рахманова в интервью нашему порталу. – «В законодательстве страны не отражены вопросы насилия над детьми, не прописаны механизмы их защиты от насилия».

Другой серьезной проблемой является то, что среди населения бить ребенка и оказывать на него психологического давления считается «нормальным явлением».

«Те же учителя и воспитатели школ и специализированных учреждений являются родителями. И если они считают это нормальным явлением дома, то мы можем ожидать, что в стенах учреждений, где они работают, они ведут себя точно также», — говорит она.

В институте омбудсмена страны считают, что политическая воля у руководства страны есть. В качестве аргумента Азиз Солиев, главный специалист по государственной защите гражданских и политических прав аппарата Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) Таджикистана, привел инициативу главы государства о создании в стране института Уполномоченного по правам ребенка.

«Думаю, после того, как будет создан этот орган, то вопросы будут решаться этим аппаратом», — считает Солиев.

Он также отметил, что в аппарате омбудсмена Таджикистана, уже второй год работает отдел по государственной защите прав детей. Все заявления и обращения о нарушении прав детей рассматриваются в этом отделе. Правда, заявлений, как признался Солиев, мало, «так как этот орган новый». Сотрудники отдела посещают закрытые и полузакрытые учреждения, а по результатам мониторинга готовят доклады с рекомендациями по решению тех или иных вопросов.

Цель тренинга – повышение потенциала сотрудников закрытых учреждений в области прав ребенка и предотвращения насилия в отношении детей, применение международных стандартов по обращению с детьми в закрытых учреждениях. В качестве экспертов там выступили Вице-президент Комитета ООН по правам ребенка Рената Винтер, Марья Тален, специалист по социальной работе ЮНИСЕФ Таджикистан, Милена Банич, международный эксперт (Сербия).

Также перед участниками выступили эксперты из Кыргызстана – психолог Ольга Коржова, координатор ОО «Молодежная правозащитная группа» и Ирина Агеева, доцент, завкафедрой психологии Кыргызско-Российского Славянского Университета. Они обсудили с участниками различные формы насилия над детьми, находящимися в заключении, рассказали о последствиях насилия, а также о формировании ненасильственного отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Тренинг прошел в рамках проекта «Постепенное искоренение насилия в отношении детей в местах лишения свободы в Центральной Азии», который финансируется Европейским Союзом. Он реализуется совместно с институтами уполномоченного по правам человека (омбудсмена) Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Проект, в частности, направлен на отмену одиночного заключения детей и внедрения практики раздельного содержания детей от взрослых, девочек от мальчиков в местах лишения или ограничения свободы.

В рамках проекта предполагается внедрение международных стандартов в области защиты прав ребенка в национальное законодательство стран региона, оказание юридической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Предусмотрены также образовательные программы для сотрудников детских закрытых учреждений, разработка психологической реабилитационной программы для детей, пострадавших от насилия и ряд других мероприятий. Такие обучающие программы реализуются также в Казахстане и Кыргызстане.

Абдумомун Мамараимов, Голос свободы, Душанбе