Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Накануне помощник генерального секретаря ООН по вопросам прав человека Иван Шимонович навестил ЯС 3/4, которая находится в Душанбе.
Как сообщили «АП» в Главном управлении исполнения уголовных наказаний министерства юстиции Таджикистана, он дал высокую оценку данному учреждению.
На встрече участвовали глава управления по правам человека в Центральной Азии Хуланд Тседеев, заместитель этого управления Феона Файзер, Лилия Захариева и Сухроб Шоев советники по правам человека представительства ООН в Таджикистане, а также министр юстиции Рустам Менглиев и глава ГУИУН Изаттулло Шарифов.
«Наш гость ознакомился с условиями проживания в нашем учреждении, коммунальными объектами, камерами заключенных, побывал в столовой, библиотеке и мечете, побеседовал с заключенными», - отметил источник в ГУИУН.
Между тем, как сообщает пресс-секретарь министерства юстиции Одинашо Муродов со ссылкой на И. Шимоновича, Таджикистан выполняет все условия требований по правам человека. «До того времени, как я начал свою деятельность в ООН, я работал министром юстиции в Хорватии. Знакомство с одним из исправительных учреждений Таджикистана без предварительного осведомления останется у меня в памяти. ООН прилагает все усилия, чтобы обеспечить права человека во всем мире и Таджикистан, как член этой организации, реализовывает эти требования на должном уровне», - сообщил пресс-секретарь Минюста слова Шимоновича.
Стоит напомнить, что в прошлом году в это же время Таджикистан посетил специальный докладчик ООН по пыткам Хуан Мендес. Хотя официально Минюст и заявляет, что Х. Мендес по итогам визита в Таджикистан дал высокую оценку, и перед президентом Таджикистана отметил, что страны бывшего Союза должны брать пример у Таджикистана, но сам Мендес заявил, что «пытки в Таджикистане применяются постоянно, признания, полученные с использованием насилия, остаются главным методом расследования для правоохранительных органов и прокуратуры». «Я посетил семнадцать учреждений закрытого типа по всей стране, разговаривал с заключенными наедине, общался с жертвами пыток в офисах местных правозащитников. Я сделал следующие предварительные выводы: давление на заключенных в качестве средства получения признания зачастую практикуется в Таджикистане в различных формах, включая угрозы, побои, применение электрошока», - рассказал спецдокладчик.
Чтобы прекратить такие явления, необходимо обеспечить доступ адвоката к задержанному с момента его задержания, убежден он. Кроме того, Мендес отметил низкий профессиональный уровень специалистов, проводящих судебно-медицинскую экспертизу жертв пыток.
«Отсутствие специалистов и необходимого оборудования, неполные или сфабрикованные отчеты судмедэкспертов по делам о пытках, зависимость экспертов от правоохранительных органов — все это еще раз подчеркивает необходимость создания независимого института по проведению судебно-медицинской экспертизы», - заявил Мендес.