Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане выражает свою серьезную озабоченность в связи с задержанием Хайрулло Мирсаидова, независимого журналиста и руководителя таджикской команды КВН.
5 декабря 2017 года Хайрулло Мирсаидова пригласили в прокуратуру Согдийской области для проведения беседы, в тот же день он был задержан.
8 декабря 2017 г., в преддверии Международного Дня Прав Человека, прокуратурой Согдийской области было возбуждено уголовное дело по четырем статьям Уголовного Кодекса Таджикистана: по статье 245, ч.4, п."б" (присвоение или растрата), 189, ч. 2, п. "г" (возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды), 340, ч.1 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), 346, ч. 2, п."а" (заведомо ложный донос) УК РТ.
В тот же день суд принял в его отношении меру пресечения в виде взятия под стражу.
Предполагается, что обвинения в разжигании национальной расовой, местнической или религиозной вражды связаны с сатирико-комедийными выступлениями команды КВН. Старший помощник прокурора области, сотрудник пресс-службы Гульчехра Гаибназарова, в интервью СМИ заявила, что дело было возбуждено на основании имеющихся материалов в интернете, которые писал сам Мирсаидов и на основании заявления начальника Управления по делам молодежи и спорта Согдийской области Олима Зохидзода. [1]
Следует отметить, что статья 189 Уголовного кодекса РТ не позволяет четко сформулировать, какие действия могут рассматриваться, как возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды.
По данным таджикских СМИ, в ноябре 2017 года Х. Мирсаидов написал открытое письмо Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону и другим высокопоставленным чиновникам с просьбой разобраться с фактом коррупции, с которым он столкнулся в ходе своей деятельности в управделами молодежи и спорта Согдийской области. [2]
Однако, вместо того, чтобы отреагировать на статью Х. Мирсаидова и провести прокурорскую проверку и сообщить общественности о результатах, как этого требует статья 144 Уголовно-процессуального кодекса РТ, которая гласит, что «Сообщение средств массовой информации может служить основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если оно реально обосновано и опубликовано в газете или журнале, либо распространено через радио или телевидение», директора КВН Х. Мирсаидова за публикацию в СМИ обвинили в «заведомо ложном доносе».
Свобода выражения мнений закреплена в статье 30 Конституции Республики Таджикистан, которая гласит: «Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами массовой информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещается».
Сатирико-комедийные выступления являются одной из форм выражения своего мнения, которая находится под защитой статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который Таджикистан ратифицировал в 1999 году, тем самым взяв на себя обязательство по его выполнению.
Следует отметить, что заведомо ложным доносом может быть признано только такое сообщение, которое может непосредственно инициировать проведение доследственной проверки, выступить поводом к возбуждению уголовного дела. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Чтобы говорить о данной статье, необходим факт того виновный осознает, что сообщает в правоохранительные органы заведомо для него ложную информацию о совершенном преступлении и желает сообщить такие сведения. При доносе виновный намеревается ввести в заблуждение правоохранительные органы о виновности невиновного лица, имея цель последующего привлечения лица к уголовной ответственности. В данном случае, у Мирсаидова Х. не было намерения предоставлять ложную информацию, он был уверен в достоверности своих заявлений и хотел привлечь внимание к общественным проблемам.
Таджикистан получил немало рекомендаций от международных органов прекратить практику подавления свободы слова и выражения мнения в стране. В частности, такие рекомендации были даны со стороны стран-участниц Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора (обеспечивать журналистам и другим лицам возможности для свободного осуществления права на свободу выражения мнений. принять все необходимые меры с целью защиты и поощрения свободы выражения мнений и приведения ограничений свободы выражения мнений в соответствие с международными обязательствами, противодействовать тенденции подавления свободы слова, включая ограничения на деятельность органов массовой информации, и принять конкретные меры по выполнению обязательств, касающихся создания среды, способствующей свободе выражения мнений и др.), Специального докладчика ООН по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение (как, например, освободить всех политических активистов, адвокатов или журналистов, которые, как утверждается, были задержаны по произвольным основаниям…), Комитета ООН по правам человека (пересмотреть свое законодательство о клевете и оскорблении и предпринять все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы любые ограничения свободы выражения мнений полностью соответствовали строгим требованиям пункта 3 статьи 19 Пакта, которые также изложены в замечании общего порядка № 34 (2011 год) о свободе мнений и их выражения...) и других международных органов.
В этой связи, Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане призывает власти Таджикистана:
- провести тщательное, беспристрастное и объективное расследование по делу Х. Мирсаидова;
- обеспечить, чтобы Мирсаидов не был наказан за его законное осуществление свободы выражения мнений, защищенное национальным и международным правом, в частности статьей 19 МПГПП.
- Незамедлительно и безоговорочно освободить, если его удерживают за осуществление своего права на свободу выражения в порядке, защищенном статьей 19 МПГПП.
- обеспечить своевременный и беспрепятственный доступ адвоката к Х. Мирсаидову;
- провести объективную проверку по заявлению Х. Мирсаидова, опубликованному в СМИ 8 ноября 2017 года;
- обеспечить прозрачность, гласность и доступ общественности к результатам рассмотрения дела Х. Мирсаидова;
- соблюдать признанные Таджикистаном национальные и международные нормы, и отказаться от практики преследования журналистов и давления за критику и их профессиональную деятельность.
- Обеспечить справедливое судебное разбирательство в полном соответствии с международными гарантиями, если дело поступит в суд.