«Восемь лет отец добивался наказания для виновных, до смерти запытавших его сына»

Почти восемь лет Джурабой Бобоев - отец Исмонбоя Бобоева, скончавшегося в 2010 году при задержании в РУБОП по Согду в результате пыток, добивался того, чтобы виновные в смерти его сына были привлечены к ответственности. Но отцовское сердце, видимо, не выдержало таких душевных мук и страданий - 31 декабря 2017 Джурабоя Бобоева не стало.

Все эти годы Бобоев вместе с адвокатом Абдурахмоном Шариповым, услуги которого были предоставлены общественной организацией-членом Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане «Независимый центр по защите прав человека», обошел все возможные внутригосударственные инстанции, чтобы добиться справедливости. Но, увы, все обращения в правоохранительные и государственные органы были поверхностно рассмотрены, что привело к неэффективному расследованию уголовного дела и оставлению виновных безнаказанными.

30-летний Исмонбой, сын Джурабоя Бобоева, жил в России и приобрел гражданство этой страны. В феврале 2010 года он приехал в Таджикистан навестить своих родителей и забрать свою дочь, которая у них гостила. Днем 19 февраля молодой человек был задержан в Исфаре около главной мечети города, а производившие задержание сотрудники РУБОП по Согду Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров заявили Исмонбою, что он подозревается в членстве в экстремистской организации «Исламское движение Туркестана» и доставили задержанного в здание РУБОП по Согдийской области. В тот же день молодой человек скончался в служебном кабинете вышеназванных. Как утверждал Джурабой Бобоев, на теле погибшего сына имелись явные следы побоев, синяки под коленями и темные следы на пальцах, оставшиеся, по его мнению, от электрического тока. Спустя две недели по факту смерти задержанного Исмонбоя Бобоева было возбуждено уголовное дело. В совершении данного преступления подозреваются сотрудники РУБОП по Согду Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров. Однако данные лица отделались лишь увольнением и до сих пор находятся на свободе по причине «болезни»: простуды и простатита.

10 марта 2010 года были получены результаты первой судебно-медицинской экспертизы. В заключении утверждалось, что причиной смерти стала «механическая асфиксия» вследствие западения языка. При этом в заключении не было дано оценки причин западения языка задержанного. Тогда Джурабой Бобоев потребовал проведения эксгумации. 6 апреля 2010 года эксперты Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы провели повторную экспертизу. Ее результаты показали, что Исмонбой Бобоев умер от электротравмы, острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, что бесспорно доказывает факт применения пыток и смерти в результате пыток и жестокого обращения.

Тем не менее расследование дела о гибели Бобоева приостанавливалось и возобновлялось 6 раз. Так, постановление о приостановлении дела было обжаловано Джурабоем Бобоевым и его адвокатом Абдурахмоном Шариповым в суде города Худжанд, постановлением которого приостановление расследования было отменено за незаконностью. Оспаривание решения суда органами прокуратуры продолжалось в течение года, все прокурорские протесты были отклонены судебными инстанциями, в итоге судебный акт вступил в законную силу. Однако после возобновления расследования по истечении одного месяца расследование было вновь приостановлено по тем же основаниям («болезни»: простуда и простатит). Более того, уголовное дело в нарушение требований о подследственности было передано из прокуратуры Согдийской области в Следственное управление МВД Таджикистана. А в настоящее время оно вовсе сдано в архив этой структуры и находится без движения.

В 2012 году в Комитет ООН по правам человека была направлена индивидуальная жалоба по данному делу. В августе 2017 Комитет, рассмотрев обращение, признал нарушение со стороны государства в пользу Джурабоя Бобоева, отца Исмонбоя, по нескольким статьям Международного пакта о гражданских и политических правах.

Комитет ООН направил свои соображения правительству Таджикистана для исполнения, в которых отмечает, что «с момента смерти сына Джурабоя Бобоева прошло более семи лет, но до сих пор неизвестны точные обстоятельства смерти, а органы государства-участника все еще не предъявили обвинения, не привлекли к ответственности и не передали в суд дела лиц, причастных к данной смерти, имевшей место при крайне подозрительных обстоятельствах во время содержания жертвы под стражей. «Комитет осознает, что отец скончавшегося задержанного испытывает постоянную тревогу и психологический стресс в связи с этой длительной неопределенностью, усугубляющейся отказом государства-участника предоставить какую-либо информацию о ходе расследования. По его мнению, это представляет собой бесчеловечное обращение с Джурабоем Бобоевым в нарушение статьи 7 Пакта», - отмечается в соображениях.

Далее подчеркивается: «Представление государства-участника также свидетельствует о том, что государственные органы не заинтересованы в проведении оперативного, беспристрастного и эффективного расследования утверждений автора (Джурабоя Бобоева) о пытках. Несмотря на многочисленные обращения автора, государственные органы не произвели никаких следственных действий до или после направления сообщения в Комитет».

Комитет ООН по правам человека надеется в течение 180 дней получить от государства-участника информацию о мерах, принятых им в соответствии с настоящими соображениями.

Руководитель ОО «Независимый центр по защите прав человека» Шоира Давлатова говорит, что «Мы надеемся, что во исполнение Соображения Комитета, будет проведено оперативное и беспристрастное расследование факта применения пыток и смерти Исмонбоя Бобоева, с привлечением к ответственности виновных лиц. Несмотря на то, что представитель Исмонбоя Бобоева, его отец Джурабой Бобоев умер, решение Комитета имеется, и наша организация продолжит обращения в соответствующие органы для его исполнения», - отметила она.

Адвокат Абдурахмон Шарипов сообщил, что обращения и обжалования действий должностных лиц, проводящих неэффективное расследование, продолжались в течение 7 лет. «Складывается впечатление, что должностные лица государственных органов не заинтересованы в проведении оперативного, беспристрастного и эффективного расследования о пытках. Несмотря на наши многочисленные обращения, должностные лица государственных органов не произвели никаких следственных действий до или после направления сообщения в Комитет и надеемся, что Соображения Комитета будут исполнены», - сказал он.

10 января 2018 года адвокат сдал копию заявления об исполнении соображений Комитета ООН по правам человека в Комиссию при Правительстве Республики Таджикистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека. Ранее, 2 января, подобное заявление было сдано в Генеральную прокуратуру.

«Из исполнительного аппарата президента страны мне сообщили, что копию нашего заявления с требованием возобновления расследования и привлечения виновных к ответственности по делу Бобоева направили из Комиссии при Правительстве Республики Таджикистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека в Генеральную прокуратуру для исполнения. Мне также сказали, что мы имеем право обратиться на имя Основателя мира и национального единства - Лидера нации - Президента Республики Таджикистан с обращением исполнения соображений Комитета ООН по делу Бобоева», - сказал Абдурахмон Шарипов.

Между тем Омбудсмен Таджикистана Зариф Ализода сказал, что процедура исполнения соображений Комитета ООН следующая: исполнительный аппарат президента Республики Таджикистан, в чей адрес и были направлены соображения, рассылает их в соответствующие структуры для дачи заключений, потом обобщает их и подготавливает ответ в Комитет ООН. То же самое нам сообщили в приемной правительства и в управлении по международным отношениям министерства юстиции Республики Таджикистан.

Чем чревато для Таджикистана неисполнение соображений Комитета ООН по правам человека? Мы попросили прокомментировать этот момент таджикскую правозащитницу, долгие годы возглавлявшую Коалицию против пыток и безнаказанности в Таджикистане Нигину Бахриеву: “Ратифицируя Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Таджикистан взял на себя обязательство "признать компетенцию Комитета определять наличие или отсутствие нарушений Пакта, и обязался обеспечивать всем находящимся в пределах его территории или под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте, и в случае установления нарушения обеспечить эффективное и действенное средство правовой защиты.

Соображения Комитета ООН по правам человека являются обязательными для исполнения, исходя из принципа «добросовестности выполнения всех договорных обязательств», которые закреплены, в том числе, и нормами закона Республики Таджикистан «О международных договорах». Так статья 18 закона говорит о том, что «международный договор подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Таджикистан.

В то же время, отсутствуют какие-либо юридические санкции для государства, которое не выполняет свои обязательства по исполнению рекомендаций Комитета ООН по правам человека по индивидуальным сообщениям. В 1997 году Комитет ООН по правам человека из числа своих членов назначил Специального докладчика по последующей деятельности в связи с Соображениями, который через письменную коммуникацию и посредством личных встреч с дипломатическими представителями соответствующего государства-участника настоятельно призывает к соблюдению Соображений Комитета и обсуждает факторы, которые могут препятствовать для их осуществления. Если государство не выполняет соображения Комитета, это отражается в ежегодных докладах Комитета Генеральной Ассамблеей ООН. Данный вопрос в последующем поднимается во время предоставления докладов в Комитет по правам человека, а также в рамках рассмотрения Универсального периодического обзора, что может негативно отразиться на имидже государства на международной арене.

Практика Правительства нашей страны по выполнению своих международных обязательств в области прав человека считается одной из лучших. В настоящий момент идет активная работа по разработке Национальной стратегии в сфере прав человека до 2025 года. В то же время, на национальном уровне, все еще не разработаны четкие и понятные механизмы исполнения соображений Комитета. На практике государственные органы используют существующие нормы права для рассмотрения данного вопроса. Разрабатывая национальные механизмы и процедуры по выполнению международных обязательств в области прав человека. Таджикистан показывает свою позицию в отношении прав человека и выполнения своих конституционных обязательств. В то же время, когда мы говорим о правах человека, мы имеем в виду отдельного человека, каждого из нас. Соответственно, именно выполняя соображения Комитета по индивидуальным делам, государственные органы могут показать свое реальное отношение к вопросам прав человека и насколько они придерживаются выполнения конституционных принципов «признавать права человека и основные свободы незыблемыми, определять, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются государством».

По словам Сергея Романова, который представлял интересы Джурабоя Бобоева в Комитете ООН по правам человека, по истечению срока представления правительством Таджикистана ответа на соображения Комитета ООН по правам человека, он намерен направить обращение в секретариат международного органа о том, что до настоящего времени уголовное дело так и не было эффективно расследовано. По словам правозащитника, он ожидает, что Комитет сможет предоставить ему информацию о реакции официальных органов Таджикистана на соображения. Романов добавил, что в течение всего срока коммуникации с Комитетом ООН по правам человека, Генеральная прокуратура страны выражала готовность провести необходимые следственные действия и назначить соответствующие экспертизы, однако «на практике мы этого не увидели». «Пользуясь случаем, я хотел принести глубочайшие соболезнования родным и близким Джурабоя Бобоева, поскольку за много лет борьбы за права его сына мы с ним стали по-настоящему очень родными людьми. Его безвременная кончина стала для меня полной неожиданностью», - добавил Сергей Романов

Члены общественной организации “Независимый центр по защите прав человека” также приносит совои соболезнования родным и близким Джурабоя Бобоева.

NoTorture.Tj