Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Чудеса в решете
Прогнило все в датском королевстве. Вернее, в королевстве российском. Причем, прогнило до такой степени, что страшно за будущее – не только свое, но и своих детей. В детстве меня учили, что «моя милиция меня бережет», и если вдруг случится нарушение закона, то доблестные «стражи порядка» мигом это пресекут и выведут преступника на чистую воду. Но вдруг что-то поменялось в стране, и моему мозгу, воспитанному на советских фильмах и мультфильмах о «добрых дяденьках милиционерах» не укладывается все происходящее вокруг.
Но давайте начнем сначала.
Итак, представим, что вы – гражданин Российской Федерации, студент престижного московского вуза, живете в общежитии, вам 19-20 лет, вы полны энергии и мечтаете о светлом будущем. И вы, как и многие ваши сверстники, безумно хотите приобрести себе популярный гаджет популярной фирмы, да еще и последней модели. Однако цена за новый «девайс» больно кусается, и вы решаете найти б/у. Пересмотрев тонны объявлений о продаже, вы, наконец, находите на одном известном сайте то, что вам нужно – марка, модель, цвет, цена. Вы связываетесь с продавцом, договариваетесь о встрече, находите требуемую сумму, отдаете деньги и забираете его – телефон своей мечты. Пусть и бывший в употреблении, но теперь уже – ваш. Отличный подарок себе любимому!
А дальше начинаются чудеса.
Чудо номер один
Ни с того, ни с сего к вам в общежитие посреди ночи заявляются «доблестные блюстители порядка», сотрудники ОМВД России по району Черемушки г.Москвы, и забирают вас в отделение – без санкции, без ордера – «до выяснения». Четыре полицейских на одного студента.Никто из ворвавшихся не представляется, не предъявляет служебные удостоверения, и судить о том, кто это был можно, только исходя из материалов дела. Полицейские безо всяких объяснений и уж тем более без разъяснения прав вытаскивают вас из кровати, позволив лишь одеться, и, приказав взять принадлежащий вам мобильный телефон, увозят в неизвестном направлении. На неоднократные просьбы ваших родственников или друзей объяснить что происходит, кто они такие и куда вас увозят, сотрудники полиции отвечают грубой нецензурной бранью и угрозами применения оружия, которое они без стеснения демонстрируют напуганным людям. И это ничего, что аресты такого типа проводятся только в дневное время, ничего, что у них нет никаких доказательств, главное – арестовать, а там уже разберемся. Все вопросы пресекаются на корню, адвокат не предоставляется, да и вообще ведут себя «дяденьки полицейские» довольно странно – не защищая ваши интересы, а наоборот, нападая.
Чудо номер два
Ваш гаджет, купленный за ваши же кровные деньги, оказывается краденным. А вор… Вот тут-то и начинается самое интересное и волшебное.
Чудо номер три
Вором купленного вами с рук «девайса» оказываетесь вы сами. Невероятно! Но факт. Сразу находятся свидетели, показания, состав преступления. И еще несколько краж, вами же и совершенных.
Чудо номер четыре
Обыск, проведенный на следующий после ареста день, вернее, ночь, ничего не дает. Вот тут-то, наверное, вас стоит отпустить, «за отсутствием доказательств». Но нет. Вам нужно нахамить, на вас нужно надавить – а вдруг вы признаетесь в «содеянном» и в отделе резко взлетит раскрываемость дел.
Чудо номер пять
Прописка у вас российская, регистрация по месту фактического нахождения также имеется – вы ведь студент и проживаете в общежитии. Однако вас квалифицируют как человека без определенного места жительства, а значит, под подписку о невыезде отпустить не могут.
Странно, - скажете вы, - куда же смотрят правоохранительные органы? А вот туда они и смотрят – на вашу национальность. Второе ваше гражданство – республика Таджикистан, и в вашем таджикском паспорте указана национальность – таджик. Вот теперь все встает на свои места, правда? Оказывается, вы – не человек и не имеете в этой стране никаких прав и свобод, несмотря на то, что являетесь и гражданином РФ тоже.
Моя полиция меня заберет
Сразу оговорюсь – история реальна. Началась она полгода назад. Героя зовут Адим Шабозбеков. Да, у него два гражданства – российское и таджикское. До недавнего времени Адим являлся студентом 2 курса медицинского факультета Российского университета дружбы народов – кстати, вуза с мировым именем. И он никогда не мог себе представить, что за покупку телефона сядет в тюрьму.
Обычный парень из обычной семьи, каких миллионы. Мать работает в медицинском центре, отец – в РУДН. На территории Российской Федерации все они находятся на законных основаниях, вот только, похоже, национальностью не вышли. У нас ведь как: не русский – значит, обязательно преступник.
В России, кстати, на сегодняшний день проживает более 180 народов и этносов, представлены практически все религиозные течения. Так было всегда. И как-то дико осознавать, живя в такой многонациональной стране, что, если ты «неправильной» внешности, то тебя запросто могут объявить вором, мошенником, убийцей, грабителем, насильником – в общем, преступником. И уж точно не человеком, который, наряду с остальными, «правильными» гражданами, обладает всеми теми же правами и свободами. Это как в известной поговорке: все люди равны, но некоторые равнее других.
Однако вернемся к нашей истории.
Как поясняет сам Адим Шабозбеков, за весь период его содержания в отделе полиции никто не разъяснил ему его прав, не предоставил возможности связаться с родителями и сообщить, где он находится. Его принуждали дать признательные показания, над ним издевались, говорили, что он таджик и поэтому у него нет никаких прав, его показывали потерпевшим через темное стекло и на протяжении суток не снимали с него наручники. За все это время никто не дал ему ни еды, ни воды.
ДЛЯ СПРАВКИ. В соответствии с требованиями ст. 9 УПК РФ, никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.
В основных принципах уголовного судопроизводства четко указано, что суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому или обвиняемому его права и обеспечивают ему возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Несмотря на это, права Адиму, впервые попавшему в полицию, никто не разъяснил. Его защита осуществлялась формально, с учетом того, что на каждое следственное действие приходил новый адвокат. Более того, Адим не отказался ни от одного из участвовавших в деле защитников, однако против его воли происходила их замена, то есть подсудимого по этому поводу вообще никто не спрашивал.
Еще волшебнее происходили дознавательные мероприятия. Оставшись наедине с Адимом, следователь и дознаватель вновь и вновь заставляли его дать признательные показания, вынуждали подписать какие-то бумаги, после чего, получив категорический отказ, они стали угрожать ему. Ушли «блюстители порядка» со словами: «Если даже у тебя получиться чистым выйти, мы это просто так не оставим, мы тебя подставим». На неоднократные требования пригласить его защитника ему смеялись в лицо. На просьбу пояснить, что происходит, сотрудники отдела полиции сообщили парню, что «навешают» на него столько преступлений, что он будет сидеть в местах лишения свободы всю жизнь. И даже если «отвалится» то, что «вешали» раньше, все равно будут новые преступления, в которых его будут снова подозревать.
ДЛЯ СПРАВКИ. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Конституция РФ.
С каждым днем невероятного в деле Адима Шабозбекова появляется все больше и больше. Следователи один за другим отказываются от дела, постоянно меняются, тянут время. За шесть месяцев следователь только один раз посещал заключенного. Два раза за полгода провели «очную ставку с потерпевшими». Но ни один свидетель Адима не опознал. Количество дел увеличивается с одного до пяти. При этом, кражи Адим совершал, находясь одновременно совсем в других местах: дома, на дне рождения друга, на занятиях в спортивной секции – в общем, свидетелей его непричастности к преступлениям масса. Но доказательства невиновности Адима собирают почему-то не следователи, а его родственники. Доказательств же вины – ни одного. И снова – глухо.
Время идет. Адима исключают из университета за непосещение. Следователи в один голос обещают «вот-вот» приступить к рассмотрению дел. Уже полгода так обещают. И каждый раз все начинается сначала. Адим находится во временном следственном изоляторе № 2 «Бутырская тюрьма» г.Москвы, меняются лишь преступления, которые он совершил. Без доказательств, без свидетелей, без каких либо оснований.
Что же, собственно говоря, происходит? Бездействие правоохранительных органов в расследовании, казалось бы, простейшего дела, помноженное на мнимую ими вседозволенность приводит к тому, что настоящие преступники гуляют на свободе, а не вовремя подвернувшийся под горячую руку парень отсиживает за них в СИЗО. Даже людям, далеким от юриспруденции, понятно, что дело Адима Шабозбекова сфабриковано, слеплено «из того, что было». И, сдается мне, виноват он здесь только в одном – в том, что выбрал неправильную страну для дальнейшего проживания и обучения.
Так почему же наша полиция предпочитает сломать жизнь 20-летнему парню, а не ловить настоящих преступников? Или законов для них не существует? Страшно жить в такой стране, когда полиция, которая должна защищать нас от преступников, сама нарушает законы, да еще и таким гнусным образом.
P.S. Моя полиция меня не бережет. Моя полиция меня заберет.
После двух последних заседаний суда Адиму продлили время пребывания в СИЗО на два месяца - якобы столько еще понадобится для проведения экспертиз, которые, к слову сказать, длятся с июля. Удастся ли его семье победить непробиваемое российское "правосудие" - покажет время.
Автор: Екатерина Весна, http://catrinnvesna.livejournal.com/30715.html