Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Военный суд Худжандского гарнизона приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении майора милиции Шухрата Шамсиддинова, который обвиняется в пытках задержанного Комила Ходжаназаров, бывшего члена запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Ходжаназаров за день до очередного допроса в УМВД по Согдийской области оставил видеообращение и покончил жизнь самоубийством.
Майор скрывался в Кыргызстане
Уголовное дело было возбуждено против двух следователей УМВД по Согдийской области и сотрудника отдела ГКНБ Таджикистана по Аштскому району. Летом следователь УМВД Латифджон Юлдошев был осужден к 13 года лишения свободы, сотрудника госбезопасности Мухаммада Наимова приговорили к 12 годам колонии. Военный суд Худжандского гарнизона 19 июня признал их виновным в применении пыток, незаконном задержании или заключении под стражу и принуждении к даче ложных показаний.
Третий фигурант уголовного дела – сотрудник УМВД по Согдийской области майор Шухрат Шамсиддинов в конце прошлого года был задержан в кыргызском Баткене и экстрадирован в Таджикистан. Майор милиции Шамсиддинов с конца лета 2017 года был объявлен в розыск – услышав о возбуждения уголовного дела по факту самоубийства Комила Ходжаназарова, он покинул территорию Таджикистана.
Слушания в суде проходят в закрытом режиме, так как дело о пытках имеет гриф «секретно», сообщил 21 января Радио Озоди судья военного суда Бахтиёр Бободжонзода. По этой же причине он отказался говорить о деталях уголовного дела. Шахидбой Ходжибоев, адвокат беглого майора, также отказался от встречи с корреспондентом Радио Озоди, лишь сообщив, что во время незаконного ареста и пыток Ходжаназарова его подзащитный уже работал в Худжанде и утверждает, что к этому преступлению не причастен.
Отец Шухрата Шамсиддинова ранее говорил, что его сын однажды дал Ходжаназарову 50 сомони, чтобы он мог добраться из Худжанда в Аштский район. Он утверждает, что его сын ранее был знаком с Комилом Ходжаназаровым. Однако адвокат потерпевшей семьи Гулнора Аминова говорит, что следствие уже выяснило: майор Шамсиддинов участововал и в аресте в и в пытках бывшего члена исламской партии.
31-летний Комил Ходжаназаров был задержан летом 2017 года в составе группы из 15 бывших членов запрещенной ПИВТ. Вскоре он был отпущен, однако за день до очередного допроса в УМВД по Согдийской области, Ходжаназаров покончил с собой.
Перед смертью он оставил видеообращение, в котором рассказал о применении пыток со стороны сотрудников милиции. В видеообращении Комил Ходжаназаров заявляет, что сотрудники милиции освободили его только после того, как он им заплатил деньги. Житель Ашта говорит, что вступил в ряды ПИВТ в 2014 году и покинул ее за несколько месяцев до того, как исламская партия была объявлена вне закона. "Сотрудники милиции угрожали, что заменят дату моего выхода из рядов партии с 2015 года на 2016 год и мне придется провести за решеткой не один год", - говорит Комил в своем предсмертном видеообращении.
Ходжаназаров рассказал также, что даже после получения денег сотрудники милиции, вызывая его на допрос, каждый раз применяли к нему пытки.
После того, как видео было размещено в сети, власти провели эксгумацию тела и провели повторную экспертизу. На теле погибшего были обнаружены следы побоев и пыток, из-за чего военная прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело. По результатам служебной проверки был освобожден от занимаемой должности начальник отдела ГКНБ по Аштскому району Парвин Комилов, который сейчас работает в областном управлении ГКНБ РТ.
Дело по факту самоубийства жителя Аштского района – один из редких случаев, когда сотрудники милиции или госбезопасности обвиняются в применении пыток.
Таджикистан является членом Конвенции против пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращений и наказаний с 1995 года.