Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В худжандском СИЗО-2 в середине апреля 2020 года был избит подследственный Баходур Курбонов. Он скончался в Согдийской областной клинической больнице спустя два дня, так и не придя в сознание. По версии следствия, жестокую расправу подозреваемого в преступлении сексуального характера учинил его сокамерник.
Но что это было - расправа сокамерника или пытки?
Подробности в нашем материале…
14 апреля 2020 года в Согдийскую областную клиническую больницу из учреждения ЯС 9/2 ГУИУН Минюста РТ (СИЗО-2 города Худжанд) с травмами различной степени тяжести был доставлен Баходур Курбонов. Через два дня он скончался.
Забегая вперед, отметим, что проведенная 27 апреля 2020 года судебно-медицинская экспертиза зафиксировала у Баходура Курбонова закрытую травму черепа, травму головы тяжелой степени, субарахноидальное кровоизлияние, опухоль головного мозга 3-4 степени (мозговая кома), эмфизему шеи, груди, левой половины живота и пищевода.
Позднее было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников СИЗО-2 Худжанда, допустивших халатность, однако вскоре оно было прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. А администрация СИЗО возложила ответственность за смерть Баходура Курбонова на его сокамерника – Руслана Сайфуддинова.
В ходе расследования уголовного дела по факту смерти Баходура Курбонова Коалицией гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности был предоставлен адвокат.
Начало. Арест
А теперь по порядку…
Житель Бободжонгафуровского района Баходур Курбонов перебивался непостоянными заработками. В 2019 году он был осужден по статье 244 (Кража) УК РТ, и отбыл срок наказания. По словам матери Баходура Курбонова Саидабегим Абдуазизовой, в конце марта этого года он вновь был задержан сотрудниками милиции Б.Гафуровского района.
Постановлением ОМВД Б.Гафуровского района от 29 марта 2020 года в отношении Баходура Курбонова было возбуждено уголовное дело по ст. 139 ч.4 (Насильственные действия сексуального характера) УК РТ.
«Я несколько раз навещала сына, носила ему еду. Он был поникшим и постоянно повторял, что он не виновен», - говорит Саидбегим Абдуазизова.
По ее словам, 14 апреля она снова хотела передать ему еду, но постовой милиционер сказал, что ее сына перевели в СИЗО-2 областного центра.
«Меня даже не оповестили, что моего сына переводят в СИЗО. Во второй половине дня, 14 апреля, мне позвонил сотрудник СИЗО-2 и сообщил, что Баходур в тяжелом состоянии находится в областной больнице. Я с сыновьями поехала туда. Баходур находился в реанимации. К нему меня не пустили и сказали, что он в коме. Врачи несколько раз просили привезти лекарства, что мы и сделали. У дверей в палату была выставлена охрана. Спустя три дня, мне сообщили, что он, не приходя в сознание, умер. Зачем нужна охрана у палаты, охраняли бы его, когда он был в СИЗО. Куда смотрели надзиратели, когда его избивали сокамерники. Я уверена, что он не совершал преступления. Даже если он и сделал это, но зачем убивать», - сквозь слезы говорит Саидабегим Абдуазизова.
По ее словам, ей запретили открывать саван, но душа матери не выдержала…
«На теле Баходура были кровоподтёки и ссадины», - говорит она.
«Прописка в хате»
14 апреля по прибытии в СИЗО Баходур Курбонов был помещен в камеру №3 худжандского СИЗО-2, где содержалось трое обвиняемых в различных преступлениях граждан. Среди них был и Руслан Сайфуддинов, которому инкриминировалось преступление, предусмотренное ст. 104 ч.1 УК РТ (Убийство).
Баходура ожидала так называемая «прописка в хате» - расспрос нового арестанта «сокамерниками со стажем» о подробностях биографии, об уголовной статье… Полемика с сокамерником, по версии следствия, оказалась для Баходура Курбонова роковой…
На суде свидетели-сокамерники показали, что Руслан Сайфуддинов после того, как узнал от Баходура Курбонова в чем он обвиняется, нанес ему удары в область шеи и головы, вследствие чего тот упал и потерял сознание.
Из материалов уголовного дела
«Примерно в 15:30 в помещении № 3 учреждения ЯТ 9/2 УИУН Минюста РТ было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 104 УК РТ Руслану Сайфутдинову, который, узнав, что Баходур Курбонов совершил сексуальное насилие в отношении своей дочери, жестоко избил его. Оперуполномоченный оперативной части СИЗО Ахроров визуально через шнифт (смотровой глазок на двери камеры) осматривал камеры. При осмотре помещения № 3 он подсчитал количество содержащегося спецконтингента и заметил, что их количество на одного меньше. В сопровождении дежурного по корпусу открыл дверь камеры и увидел, что Баходур Курбонов лежит на полу у стены без сознания. Ахроров отправил сотрудников вызвать врача для оказания помощи».
По словам адвоката, в СИЗО установлены камеры видеонаблюдения. Все записи были изъяты, признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела.
«Дежурные и ответственные лица дали показания, что избиение Баходура Курбонова произошло очень быстро и бесшумно», - говорит адвокат.
Из материалов уголовного дела
«После оказания первой медицинской помощи сотрудниками СИЗО Баходур Курбонов пришел в сознание и снова потерял его. После этого было принято решение о срочной госпитализации в областную клиническую больницу. Согласно медицинской документации, Баходур Курбонов в 18:20 поступил в Согдийскую областную клиническую больницу.
С 12 апреля 2020 года по 16 апреля 2020 года находился в реанимационном отделении Согдийской областной клинической больницы, где скончался 16 апреля 2020 года».
Суд в здании худжандского СИЗО
14 апреля прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело в отношении сотрудников худжандского СИЗО-2, допустивших халатность, однако вскоре оно было прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.
Одновременно в отношении Руслана Сайфуддинова постановлением Согдийской областной прокуратуры было возбуждено уголовное по ст.ст.110 ч.3 п. “а” (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и 104 ч.1 (Убийство) УК РТ.
Приговором суда от 9 июля 2020 года Руслан Сайфуддинов осужден по ст. ст. 104 ч.1 и 110 ч.3 п. "в" УК РТ к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Судебный процесс проходил в здании учреждения ЯС 9/2.
В ходе расследования уголовного дела по факту смерти Баходура Курбонова, адвокат ходатайствовал о проведении проверки факта халатности сотрудников СИЗО-2 и расследования факта применения пыток. Однако прокуратура отклонила данное ходатайство адвоката, так как уголовное дело в отношении сотрудников учреждения ЯС 9/2 прекращено.
Между тем, было проведено служебное расследование. По результатам которого, заместителем Министра юстиции - начальником ГУИН МЮ РТ за №104 от 15.05.20 года старшему оперуполномоченному майору внутренней службы Раупову Парвину в связи допущенными недостатками объявлен "выговор".
Линия защиты
По словам адвоката, он принимал участие в ходе предварительного следствия и рассмотрения дела в суде.
«Линия защиты была направлена на защиту интересов представителя потерпевшего Саидабегим Абдуазизовой, матери Баходура Курбонова, в ходе следствия и суда первой инстанции, в частности это составление и предоставление ходатайства о продлении предварительного следствия, привлечении к ответственности уполномоченных лиц учреждения ЯС 9/2 за халатность, проверка факта применения пыток по отношению к Баходуру Курбонову, а также выяснение вопроса наличия и причин возникновения других телесных повреждений на теле Баходура Курбонова», - говорит адвокат.
Адвокат отметил, что наряду с этим одной из целей линии защиты была необходимость добиться вынесения частного определения о проведении проверки факта пыток (возможное бездействие и молчаливое согласие на применение пыток со стороны третьего лица в целях наказания за совершение преступления по статье 139 части 1 по отношению к своему ребенку).
Ранее со стороны матери было предоставлено заявление в Генеральную прокуратуру РТ и другие органы с жалобой на применение пыток в отношении сына.
Адвокат говорит, что 13 мая 2020 он обратился в прокуратуру Согдийской области с требованием принятия необходимых мер для проведения дополнительных исследований по доводам, изложенным в заявлении о применении пыток, других видов жестокого обращения, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.
По словам адвоката, в ходе судебного заседания Руслан Сайфуддинов дал показания, что неожиданно и непреднамеренно после того, как Баходур Курбонов рассказал о своих действиях, нанес ему удары в область головы и шеи, так как его возмутило, как отец мог совершить такое со своей дочерью.
Адвокат: «Есть невыясненные обстоятельства»
По словам адвоката Баходура Курбонова, сторона защиты привела свои доводы в ходе суда и следствия.
«В частности, в ходе проверки не были выяснены причины и обстоятельства высокого риска для жизни и здоровья Баходура Курбонова во время содержания в учреждении ЯТ 9/2 УИУН Минюста РТ. Также полностью не расследованы в данном случае факты соблюдения или несоблюдения действующего законодательства», - говорит адвокат.
По словам адвоката, сам факт содержания Баходура Курбонова, которому инкриминируется «сексуальное преступление», в одной камере с Русланом Сайфутдиновым, которому инкриминируется «убийство», с точки зрения психологии и психиатрии имел риск для жизни и здоровья Баходура Курбонова, что и привело к его смерти.
Так, согласно норм ст. 34 Закон РТ «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых» размещение подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости, обязательно соблюдение следующих требований: содержать отдельно от других подозреваемых, обвиняемых и подсудимых: подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных УК РТ: бандитизм, действия, дезорганизующие работу мест лишения свободы, разбой, грабеж при отягчающих обстоятельствах, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, захват заложников, вымогательство, терроризм.
Были ли пытки?
Адвокат говорит, что на основании постановления прокуратуры области от 14 мая 2020 года было отказано в удовлетворении ходатайства о продлении предварительного следствия и проведении следственных действий по проверке факта применения пыток в отношении Баходура Курбонова.
«Но в ходе следствия были проведены следственные действия, собраны доказательства, которые подтверждают причинение телесных повреждений Баходуру Курбонову. Были допрошены сокамерники, проведены экспертизы, однако некоторые вопросы остались без ответа. В частности, не выявлены причины других травм, в том числе эмфиземы левой стороны шеи, травм на левой груди, циркулярных кровоизлияний. Не изучены в полной мере условия содержания задержанных в учреждении ЯТ 9/2 УИУН Минюста РТ. Не установлены полностью причины и обстоятельства смерти обвиняемого Баходура Курбонова», - перечислил адвокат.
По словам адвоката, в настоящее время планируется обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 143 (1) «Пытки» УК РТ в судебном порядке.