Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Во время пандемии COVID-19 нельзя оставлять без внимания около 11 миллионов заключённых во всём мире, а также персонал, выполняющий задачи по обеспечению безопасного и гуманного содержания. Страны должны признавать особые риски, которые пандемия COVID-19 представляет для лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, зачастую не имеющих возможности соблюдать рекомендации по физическому дистанцированию. Это тем более актуально в свете более слабого здоровья заключённых. Необходимы срочные научно обоснованные меры профилактики и контроля COVID-19 в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо осуществлять в полном соответствии с Минимальными стандартами ООН в отношении обращения с заключёнными, чтобы защитить людей как внутри, так и вне пенитенциарных учреждений.
Заключённые и персонал пенитенциарных учреждений представляют собой группы риска заражения COVID-19, по следующим причинам:
- Заключенные живут вместе;
- Работают вместе;
- Отдыхают и питаются вместе;
- Состояние здоровья заключённых, как правило, значительно слабее, чем в обществе в целом;
- В силу тесного ежедневного контакта с заключёнными служебный и медицинский персонал, работающий в пенитенциарных учреждениях, в равной степени подвержен повышенному риску инфицирования.
Меры по обеспечению готовности, профилактике и реагированию в местах лишения свободы должны разрабатываться и осуществляться в соответствии со специальным руководством, разработанным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Эти меры должны включать в себя:
-Конкретную оценку рисков и планы действий в чрезвычайных ситуациях;
-Усиленные меры гигиены и контроля инфекций;
-Бесперебойное наличие соответствующих материальных запасов, включая средства индивидуальной защиты (СИЗ);
-Тесное взаимодействие с органами общественного здравоохранения на местном и национальном уровнях;
- Поддержку и развитие потенциала персонала пенитенциарных учреждений и медицинских работников.
-Ответные меры в связи с COVID-19 должны и далее интегрироваться в общие стратегии охраны здоровья в системе пенитенциарных учреждений с тем, чтобы обеспечить постоянное внимание более широким потребностям в области охраны здоровья среди заключённых, включая лечение других распространённых заболеваний.
- Обеспечение постоянного доступа внешних инспекционных органов и юридических консультантов к заключённым;
- Принятие медицинских решений только медицинскими специалистами;
- Полное воздержание от практики приостановки контактов с семьёй;
- Ни при каких обстоятельствах меры COVID-19 в тюрьмах не должны представлять собой бесчеловечное или унижающее достоинство обращение.
Альтернативы тюремному заключению:
- Альтернативы содержанию под стражей и замена или временное приостановление исполнения некоторых приговоров;
-Отсрочка исполнения приговоров на срок до шести месяцев и замена наказания штрафом с тем, чтобы предотвратить распространение COVID-19 в пенитенциарных учреждениях.
Механизмы освобождения будут особенно актуальны для заключённых, для которых COVID-19 представляет особый риск, таких как пожилые люди и заключенные, страдающие хроническими заболеваниями или другими нарушениями здоровья, а также других отдельных категорий заключённых, включая беременных женщин, женщин, имеющих на иждивении детей, а также тех, чей срок заключения близится к завершению, и кто был осужден за преступления небольшой тяжести.
Уязвимость пенитенциарных учреждений и других мест содержания под стражей перед вспышкой COVID-19 должна являться предметом серьёзного беспокойства для всех стран. Помимо губительных последствий для заключённых и лиц, содержащихся под стражей, такие вспышки в равной степени могут подорвать предпринимаемые в настоящее время усилия по борьбе с пандемией в обществе и создадут дополнительный спрос на и без того перегруженное медицинское обслуживание.
В этой связи места заключения и содержания под стражей должны быть учтены при разработке национальных мер борьбы с COVID-19. Водворение в места содержания под стражей и тюремного заключения должно быть ограничено лицами, для которых нет альтернативы, и должна быть оказана существенная поддержка лицам, контактирующим с системой уголовного правосудия в период этого беспрецедентного кризиса.