Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Дело о предполагаемом жестоком избиении молодого человека в отделении милиции Вахдата, приведшее к его смерти, получило широкий резонанс в обществе. Об этом случае писали и местные, и зарубежные СМИ, назвав 23-летнего Умара Бободжонова жертвой негласной кампании против носящих бороду. Однако прошло больше года, а виновные в этой трагической истории так и не установлены.
66-летний Махмадсаид Бободжонов, отец Умара, встретил нас в скромной квартире обычной «четырехэтажки» в Вахдате. Беседа с родителями, потерявшими своего сына, всегда тяжелая… А в этой ситуации тяжелее вдвойне. Небольшую паузу прервал акаи Махмадсаид, протянув нам несколько фотографий своего сына, сделанных в его последние дни в больнице: «Вот смотрите, на этом фото, на лице Умара отчетливо виден отпечаток подошвы кроссовок. Его так жестоко избили в отделе милиции. Били ногами за то, что носил бороду. Сломали левую челюсть, два ребра, все лицо было в гематомах. Врага народа так не убивают!».
Умар Бободжонов выехал в трудовую миграцию в Санкт-Петербург, где совмещал работу и учебу на заочном отделении юрфака в одном из вузов. Не был на родине три года, а летом прошлого года решил приехать навестить родных. Его отец рассказал, что парень и дома не сидел без дела. Помогал на участке, возился по хозяйству, в свободное время встречался со своими одноклассниками. И в тот трагический день, 29 августа, он встретился со своими приятелями, когда навстречу вышли несколько сотрудников правоохранительных органов.
- Они начали придираться к нему из-за бороды, грубили, велели сесть в их машину, чтобы доставить в отдел. Умар, по словам сопровождавших его приятелей, начал говорить им, что они не имеют на это никакого права, что он не совершал ничего противозаконного. Он был юридически подкован, как-никак учился ведь на юриста. Видимо, то, что он начал, как говорят, «качать» свои права, очень не понравилось сотрудникам милиции.
Акаи Махмадсаиду и сейчас тяжело вспоминать тот день, ставший роковым в судьбе его сына. 29 августа 2015 года, Умара из отделения милиции отвезли в реанимацию местной больницы, родные надеялись на поправку. Но травмы были настолько серьезными, что парень, так и не придя в сознание, скончался 4 сентября. Его родным горько осознавать, что никто пока так и не привлечен к ответственности.
- Была быстро «состряпана» и официальная версия, мол, мой сын был пьян, буянил в городе, и когда его якобы задержали и хотели усадить в милицейскую машину, он упал, ударился головой о бордюр, что и привело впоследствии к смерти. Но это не так!
По его словам, все в округе знают, что Умар никогда не пил, не хулиганил, никогда не имел проблем с законом.
- Не верю я этой экспертизе, выявившей алкоголь в крови моего сына. Экспертизу можно любую сделать, сейчас такое время. Почему тогда в судмедэкспертизе не указано, что у него и левая челюсть была сломана, и ребра сломаны? Если бы был виновен какой-нибудь дехканин, то его сразу бы задержали и давно приговорили бы к длительному сроку.
К этому делу подключились и адвокаты Коалиции гражданского общества против пыток. Один из них, Худойдод Ерматов, сказал, что прокуратурой Вахдата 1 сентября 2015 было возбуждено уголовное дело по ст. 110 ч.1 (Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) УК РТ и начато предварительное расследование.
«То есть уголовное дело было возбуждено на третий день после случившегося. Следственные действия начались сразу же после возбуждения уголовного дела, в которых я принимаю участие как представитель потерпевшего Бободжонова» - говорит Ёрматов.
Согласно заключению судмедэкспертизы, причиной смерти Умара Бободжонова является полученная закрытая травма головного мозга с выраженными кровоподтёками в области мягких тканей и верхней части головного мозга.
Позднее, 5 сентября, в связи со смертью дело было переквалифицировано на ч. 3 ст. 110 (Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть) УК РТ.
Сейчас в этом деле большое значение имеют свидетельские показания приятеля Умара С.З., который вместе с ним был доставлен 29 августа в отдел милиции, а также других свидетелей.
«При первоначальном медицинском освидетельствовании свидетеля С.З. не было обнаружено переломов ребер. Но он жаловался на боли в боку и не мог подолгу сидеть в одном положении, это было видно даже на допросах. После чего было решено провести обследование, и было выявлено, что имеются закрытые переломы двух ребер со смещением. Далее была проведена судмедэкспертиза, и вред, причиненный здоровью свидетеля, был оценен как средней тяжести. К сожалению, следствие еще не признает свидетеля С.З. потерпевшим. По данному поводу была подана жалоба в Генеральную прокуратуру, но безрезультатно», - отметил адвокат.
Худойдод Ёрматов говорит, что прошло больше года с начала расследования, но следствие не выявило виновных, хотя свидетели (при том что на них оказывалось давление) опознали четырех сотрудников милиции.
«Еще весной были проведены следственные действия по опознанию лиц, предположительно причастных к избиению Умара Бободжонова. Свидетели опознали пока троих сотрудников ОМВД Вахдата. Один из них, сотрудник отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, дал интервью в СМИ о том, что при задержании Умар якобы упал всем телом назад и ударился о бетонный бордюр, но эту версию опровергают травмы, которые зафиксированы также на передней части головы и тела. Следственные действия продолжаются», - сказал он.
Что касается самого расследования дела, продолжил адвокат, то по некоторым моментам оно проходит не совсем эффективно. «Речь, в первую очередь, о том, что с материалами уголовного дела, по которым законодательство дает право на ознакомление, мы ознакомились только с их частью после того, как подали жалобу в Генеральную прокуратуру», - говорит Ёрматов.
Адвокаты обратились к президенту страны и Уполномоченному по правам человека чтоб как-то повлиять на ход следствия и справедливое наказание для виновных лиц, но также безрезультатно.
В итоге расследование дела длилось более шести месяцев и было приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего к ответственности в качестве обвиняемого, сам Умар не был признан потерпевшим в рамках уголовного дела.