Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Принцип добровольного и информированного согласия является краеугольным камнем при лечении психических расстройств, что делает его важнейшим в законодательстве в области психического здоровья.
Важнейшие акты международного права, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах подчеркивают равенство всех людей перед законом. Ведь равенство перед законом – это фундаментальное право человека, от которого зависит возможность реализации других прав. Статья 6 Всеобщей декларации гласит, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, а статья 7 – что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Аналогичную норму содержит также статья 26 Международного пакта. В свою очередь, статья 12.2 Конвенции о правах инвалидов гласит, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни.
И поэтому принцип добровольного и информированного согласия является краеугольным камнем при лечении психических расстройств, что делает его важнейшим в законодательстве в области психического здоровья. Так, Конвенция о защите прав человека и биомедицине предусматривает, что вмешательство в сферу здоровья может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо дало на это свое добровольное и осознанное согласие. При этом о добровольном и осознанном согласии пациента можно говорить тогда, когда это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. А ключевой момент состоит в установлении компетенции пациента в даче согласия на лечение, которое в равной степени предполагает право на отказ от него. То есть если пациента считают вполне компетентным в выражении своего согласия, то следует также считаться с его или ее отказом от лечения.
То есть, для того чтобы согласие пациента имело законную силу, он должен обладать дееспособностью по совершению такого действия. Под компетенцией на то, чтобы дать свое согласие или отказаться от лечения, обычно подразумевается дееспособность человека понимать цель, характер, предполагаемые эффекты и риски, связанные с конкретным курсом лечения, включая осознание вероятности его успешного проведения, последствий его прерывания и перспектив использования каких-либо альтернативных подходов к лечению. При этом согласие на лечение должно удовлетворять перечисленным ниже критериям:
• Лицо/пациент, дающий свое согласие, должен считаться компетентным и дееспособным, чтобы давать согласие;
• Согласие следует получать на добровольной основе без каких-либо угроз или неприемлемого принуждения;
• Следует предоставить необходимую и адекватную информацию о цели, методе, предположительной продолжительности и ожидаемых результатах предлагаемого лечения;
• С пациентом необходимо провести соответствующую беседу о возможных болевых ощущениях или дискомфорте, рисках и вероятных побочных эффектах вследствие предлагаемого лечения;
• Следует рассказать о допустимых вариантах лечения. Необходимо обсудить и предложить больному альтернативные способы лечения, особенно менее инвазивные;
• Информация должна предоставляться на понятном пациенту языке и в доступной для восприятия форме;
• У пациента должно быть право на отказ или прекращение курса лечения;
• Пациенту следует разъяснить последствия отказа от лечения.
Психические расстройства могут оказывать негативное влияние на компетенцию человека. Поэтому законодательство должно выступать в защиту лиц, которые страдают психическими расстройствами. Наличие психического расстройства не означает автоматически, что человек не обладает дееспособностью принимать компетентные решения. В законе должны быть прописаны четкие процедуры по оценке компетенции у пациента, обозначен круг соответствующих органов для определения компетенции и описаны действия на тот случай, когда конкретное лицо считается недееспособным.
Введенный в 2017 году в действие Кодекс здравоохранения Республики Таджикистан в целом регулирует общественные отношения в области здравоохранения и направлен на реализацию конституционных прав граждан и охрану здоровья. В Кодексе также регулируются и вопросы, связанные с обеспечением прав лиц с психическими расстройствами, так как с вступлением в силу норм Кодекса утратил силу Закон Республики Таджикистан «О психиатрической помощи», который регулировал вопросы, оказания психической помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями.
В целом необходимо отметить, что нормы национального законодательства, касающиеся согласия пациента на помещение в психиатрическую больницу, соответствуют приведенным выше международным стандартам. По правилам, госпитализация в психиатрический стационар производится по обращению или согласию пациента (ст. 185.2 КЗ). Согласие должно предоставляться в письменной форме, оно должно быть закреплено подписью пациента и врача, и должно прилагаться к медицинской документации (ст. 185.4 КЗ). При этом основанием для приема пациента в психиатрическое учреждение является наличие психического расстройства, требующего обследования или лечения, которые при этом не могут проводиться в амбулаторных условиях (ст. 185.1 КЗ).