Родственники жертв пыток стали требовать компенсации с госструктур

Родственники жертв пыток стали требовать компенсации с госструктур

Обзор СМИ Таджикистана за март 2013 года

Анализируя материалы в таджикских СМИ в марте этого года, можно сделать вывод, что тема предотвращения пыток и борьбы с жестоким обращением всё активней освещается отечественными журналистами, а родственники жертв пыток стали использовать свое право на выплату компенсации с государственных структур.

6 марта 2013 года сайт информационного агентства «Азия-Плюс» сообщил, что вдова Исмоила Бачаджонова, скончавшегося в 2011 году после избиения в СИЗО Минюста Таджикистана, получила компенсацию за потерю кормильца в размере 30 тыс. сомони (свыше $6 тыс.) от Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста РТ. В публикации отмечается, что представителем стороны ответчика было предложено мировое соглашение под условием выплаты только части суммы заявленной компенсации по иску, при этом пояснив истцу, что ответчик не имеет возможности удовлетворить иск в полном объёме, а это свыше 655 тыс. сомони. «Учитывая то, что данная судебная тяжба приобрела затяжной характер, а материальное положение вдовы и матери троих несовершеннолетних детей с каждым днём ухудшалось, Гулова  согласилась на условие мирового соглашения, которое является основанием для прекращения рассмотрения иска», - сказал директор Независимого центра защиты прав человека Сергей Романов, чьи адвокаты представляли интересы потерпевшей стороны в суде.

О беспрецедентном случае в судебной практике страны сообщает «Азия-Плюс» 15 марта 2013 года. В материале указывается, что суд обязал МВД Таджикистана выплатить компенсацию вдове жителя Душанбе Сафарали Сангова, который, как считают его родственники, скончался в результате побоев и пыток в отделе милиции.

Адвокат потерпевшей стороны Гульчехра Холматова, услуги которой были безвозмездно предоставлены Бюро по правам человека и соблюдению законности, отметила, что исковое заявление о возмещении морального и материального вреда на сумму 150 тыс. сомони было подано со стороны вдовы Санговой. В качестве ответчика было привлечено министерство внутренних дел РТ.

«Суд, рассмотрев все собранные необходимые доказательства, вынес решение о взыскании с правоохранительного ведомства 46,5 тыс. сомони (около $10 тыс.)», - цитирует «АП» Холматову.

Данная новость вызвала недоумение в журналистском сообществе. Так, сайт Радио Озоди 15 марта 2013 года в своем материале констатирует: «В Таджикистане жизнь человека оценивается меньше, чем честь и достоинство сына высокопоставленного чиновника», напомнив, что вдова Сангова получит 46 тыс. сомони, а вдова Бачаджонова – 30 тыс. сомони, в то время как суд обязал газету «Имрузньюс» выплатить 50 тыс. сомони за унижение чести и достоинства сына руководителя Таджикских железных дорог Амонулло Хукумова».

Аналогичный материал вышел и в еженедельнике «Самак» под названием «Десятитысячидолларовый таджик». «За ущерб, нанесенный журналистским материалом имиджу Рустама Хукумова, суд взыскал с издания 50 тыс. сомони (свыше 10 тыс. долларов), а за убийство человека – 46,5 тыс сомони! Поразительно, не так ли? Неужели наши суды руководствуются принципом: «Ну, помер он, теперь надо служить живым»?», - вопрошает газета.

4 марта персидская служба Би-Би-Си сообщила об открытии тренинг-центра для сотрудников пенитенциарной системы на базе Главного управления по исполнению уголовных наказаний Минюста Таджикистана. Церемония открытия состоялась с участием британской делегации, возглавляемой членом Палаты Лордов Парламента Великобритании, баронессой Вивьен Стерн. Она отметила на церемонии, что обучение в центре позволит предотвратить пытки в тюрьмах и в целом послужит соблюдению прав человека в заключении.

В тот же день, 4 марта, на сайте TojNews вышла информационная заметка «Требование отставки Иззатулло Шарипова».

В материале говорится о том, что свыше 300 родителей осужденных, находящихся в заключении или скончавшихся в тюрьмах, требуют отставки замминистра юстиции Таджикистана Изатулло Шарипова, который более 10 лет курирует пеницентиарную систему. Письмо с данным требованием направлено на имя президента страны Эмомали Рахмона, копии – помощнику госсекретаря США по делам Центральной Азии Роберту Блейку и послу Великобритании в Таджикистане Роберту Орд-Смиту. Письмо на нескольких страницах содержит детальную информацию о фактах побоев и пыток в исправительных колониях страны, о якобы имеющем место сговоре ведомств в расследовании таких случаев. Со слов авторов, к письму прикреплена также видеозапись, на которой заключенные рассказывают о насилии со стороны тюремных надзирателей.

Родители требуют также отставки прокурора по надзору за исполнением законности в исправительных учреждениях города Душанбе и РРП Толиба Азимова и председателя Верховного суда Таджикистана Нусратулло Абдуллоева, которые, по словам авторов письма, оставляют без внимания десятки писем и заявлений осужденных и  их родных о жестокостях, происходящих в заключении.

Амир Икромзода, брат скончавшегося в душанбинской колонии №1 заключенного Хамзы Икромзода, сообщил TojNews: «В своем заявлении, под которым подписались 300 человек, говорится о несправедливом расследовании фактов смерти и пыток заключенных. К заявлению приложены аудио- и видеозапись из худжандской колонии, подтверждающие изложенные факты».  

5 марта еженедельник «Озодагон», а также ряд других СМИ, опубликовали распространенное заявление международной правозащитной организации AmnestyInternational, в котором звучит призыв к властям Украины не возвращать бывшего премьер-министра Абдумалика Абдуллоджонова в Таджикистан, где «ему грозят пытки и другие грубые нарушения прав человека».

Amnesty International обеспокоена тем, что в случае экстрадиции в Таджикистан, Абдумалик Абдуллоджонов столкнется с несправедливым судебным разбирательством, подвергнется риску пыток и других видов жестокого обращения. Организация призывает власти Украины отказаться от любых запросов властей Таджикистана о выдаче Абдумалика Абдуллоджонова и обеспечить ему доступ к справедливой и беспристрастной процедуре предоставления убежища.

12 марта на сайте Радио Озоди была опубликована информация о годовом отчете Уполномоченного по правам человека в Таджикистане, который доступен на сайте Омбудсмена. Озоди отмечает: «Нынешний годовой отчет уполномоченного по правам человека в Таджикистане по сравнению с прошлыми отчетами был более открытым, часть которого была посвящена актуальным проблемам соблюдения принципов судебной справедливости и наличие пыток в тюрьмах Таджикистана. Ализода заявил, что суды в Таджикистане «не всегда соблюдают принципы не признания доказательств, полученных незаконным путем». Другими словами, суды учитывают признания обвиняемых, которые были получены путем пыток и насилия, что уже долгое время является «пятном» судебной системы Таджикистана».

В материале приводится статистика министерства внутренних дел Таджикистана: в прошлом году в адрес властей поступило 488 заявлений и жалоб на незаконные действия сотрудников милиции и на основании этих жалоб 262 человек получили дисциплинарные наказания. В два раза за прошедший год увеличилось число жалоб на насилие и пытки обвиняемых со стороны правоохранительных органов. В прошлом году по фактам жестокого обращения и пыток были возбуждены уголовные дела в отношении 9 сотрудников милиции.

29 марта на сайте «Азия-Плюс» опубликован материал о том, что приговор в отношении бывшего участкового инспектора ОМВД Яванского района Машрафа Алиева, осужденного осенью прошлого года за применение пыток в отношении подростка и превышение должностных полномочий, отменен, а уголовное дело направлено на дополнительное расследование в Генпрокуратуру Таджикистана.

Отмечается, что такое постановление вынесла коллегия Хатлонского областного суда после принесенного протеста на приговор со стороны председателя Верховного суда РТ Нусратулло Абдуллоева. Сам Алиев на время доследования будет находиться под стражей.

В качестве обоснования для отмены приговора отмечается, что в уголовном деле был указан второй сотрудник районного ОМВД, который предположительно применял пытки и потерпевший давал соответствующие показания, однако следствие не установило это лицо.

По словам первого заместителя генерального прокурора РТ Абдукодира Мухаммадиева, уголовное дело уже поступило в Генеральную прокуратуру. «Мы изучаем, насколько постановление областного суда было обоснованным. В течение недели по результатам рассмотрения будет принято решение: либо постановление суда будет опротестовано либо мы согласимся с ним», - сказал Мухаммадиев.

«Азия-Плюс» напоминает, что это был первый приговор по статье «Пытка» в стране. 

NoTorture.Tj