Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Полномочному представителю Президента РТ в парламенте, Госсоветнику по правовой политике Джумахону Давлатову,
Председателю Комитета по законодательству и правам человека нижней палаты Парламента РТ Махмадали Ватанову
Генеральному прокурору РТ Шерхону Салимзода,
Уполномоченному по правам человека в РТ Зарифу Ализода
ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Коалиция НПО против пыток в Таджикистане приветствует усилия государства по предотвращению и запрету пыток и жестокого обращения. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении в День таджикской милиции сказал: «Учитывая высшую ценность прав и свобод человека, решительно заявляю, что ни один сотрудник правоохранительных органов при каких бы то ни было случаях не имеет права для использования пыток и унижения чести и достоинства человека» (сайт Президента РТ, 10.11.2012г., www.president.tj/ru/node/3738). О политике «нулевой толерантности к пыткам» заявила и официальная делегация Таджикистана 7 ноября 2012 г. в Комитете ООН против пыток, представляя Национальный доклад о ходе выполнения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Однако серьезную озабоченность Коалиции вызывают продолжающие поступать сообщения от заключенных и их родственников о фактах пыток и жестокого обращения, которые применяются со стороны сотрудников исправительных колоний в отношении осужденных.
7 ноября в Коалицию НПО против пыток в Таджикистане поступила информация о том, что в ночь с 5 на 6 ноября 2012 года более 50 заключенных из колоний г.Душанбе и прилегающих к столице районов были этапированы в исправительную колонию Я/С №3/3 г.Худжанд. Этапированные заключенные заявили об их жестоком избиении по прибытию на место назначения.
В среду, 7 ноября, родственники заключенных написали соответствующую жалобу в Генеральную прокуратуру РТ, после чего обратились к членам Коалиции НПО против пыток в Таджикистане с просьбой о содействии в проведении судебно-медицинской экспертизы, а также в предоставлении юридической помощи.
Этапированные заключенные о своем местонахождении и жестоком избиении со стороны сотрудников исправительной колонии Я/С №3/3 сообщили различными способами, в частности, посредством мобильной связи и записок. Основания перевода из одной колонии в другую им никто так и не сообщил.
Замначальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции РТ Ильхом Махмудов сообщил информационному агентству «Азия-Плюс», что перевод был осуществлен согласно плановым мероприятиям. Однако, по словам родственников этапированных заключенных, они не были проинформированы об этом. Для многих из них такой перевод влечет неудобства и проблемы, так как они проживают в Душанбе и близлежащих к столице районах.
По их словам, среди этапированных находились четверо свидетелей по делу смерти Хамзы Икромзода, который скончался 20 сентября в столичной исправительной колонии Я/С №3/1, предположительно в результате применения к нему пыток.
Махмурод Ризоев сообщил членам Коалиции, что его сын Сунатулло Ризоев, один из свидетелей смерти Хамзы Икромзода, подвергся сначала давлению со стороны тюремных надзирателей в душанбинской колонии Я/С №3/1, а затем жестокому избиению в худжандской колонии Я/С №3/3. «Когда следователи, расследующие факт смерти Икромзода, пришли в колонию, мой сын открыто рассказал, что своими глазами видел, как Хамзу избили до смерти, и он не собирался менять своих показаний», - говорит отец заключенного.
Однако, по словам замначальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции РТ Ильхома Махмудова, не имеют оснований сообщения о том, что заключенные были этапированы в целях неразглашения подробностей смерти Хамзы Икромзода.
По некоторым данным, в худжандскую колонию переведены Ильхом Рустамов, Сунатулло Ризоев, Тоджиддин Ризоев, Умед Холмуродов, Кайс Шарипов, Зоир Рахматов, Садриддин Махмадов, Садриддин Тошев и др.
По просьбе родственников заключенных, юристы организаций-членов Коалиции НПО против пыток в Таджикистане представляют интересы некоторых из вышеперечисленных заключенных. 10 ноября 2012 адвокат юридической консультации №1 г.Худжанда при Коллегии адвокатов Согдийской области, представляющий интересы Ризоева Суннатуло, посетил колонию Я/С №3/3 г.Худжанда с письменным обращением о свидании с последним, однако ему было отказано в регистрации обращения в связи с объявленным 5 ноября карантином, который не снят по настоящее время. Комитет по правам человека в своих Замечаниях общего порядка к статье 7 МПГПП определил, что «отсутствие незамедлительного доступа к адвокату и родственникам и содержание человека без связи с внешним миром, создает риски применения пыток к последнему и должно быть запрещено государством».
В связи с вышеизложенным, Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, принимая во внимание:
- международные обязательства Республики Таджикистан по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
- заверения страны в Комитете ООН против пыток о широком привлечении гражданского общества в реализацию рекомендаций данного Комитета,
требует от Правительства страны:
- Обеспечить незамедлительный доступ адвокатов к заключенным с целью оказания качественной юридической помощи и представления их интересов;
- Создать рабочую группу из числа представителей Парламента, Правительства РТ, Уполномоченного по правам человека в РТ, Генеральной прокуратуры РТ, Министерства юстиции РТ, членов Коалиции НПО против пыток в Таджикистане с привлечением международных экспертов по проведению судебно-медицинской и психологической экспертиз, а также наблюдателей из ОБСЕ и других международных организаций для независимого, беспристрастного и эффективного расследования инцидента, произошедшего в исправительной колонии Я/С №3/3 г.Худжанд, тем самым, продемонстрировать «нулевую толерантность» к фактам пыток в стране.
Ассоциация молодых юристов «Ампаро»
Коллегия адвокатов Согдийской области
Независимый Центр защиты прав человека
Независимая школа журналистики «Таджикистан - XXI век»
Общественная организация «Бюро по правам человека и соблюдению законности»
Общественная организация «Лига женщин-юристов Таджикистана»
Общественная организация «Право гражданина»
Общественная организация «Центр по правам ребенка»
Общественный фонд «Нотабене»
12 ноября 2012 года.