Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Российские силовики обвинили МИД Таджикистана в том, что он заступился за наркобарона международного уровня Атобека Гулмамадова, который был задержан в Дубае в декабре прошлого года.
МИД Таджикистана опровергает этот факт. Пока идет следствие, мы решили узнать: а кто тот человек, что якобы занимает особое положение в наркомафии и «имеет связи в таджикском правительстве?
ИМЯ Атобека Гулмамадова всплыло в СМИ после его задержания в Дубае. Резонансным это событие оказалось потому, что Гулмамадова назвали одним из крупных наркобаронов международного масштаба, в спецоперации по задержанию которого принимали участие российские силовики, сотрудники Интерпола, МВД ОАЭ, Агентства по борьбе с наркотиками США, Комитета национальной безопасности Казахстана и МВД Беларуси. Сообщалось, что А. Гулмамадов является выходцем из Таджикистана, но имеет также и российское гражданство.
По версии российских органов, Гулмамадов лично руководил доставкой в РФ 400 из 900 килограммов героина, которые были перехвачены во время масштабных спецопераций. За 2012 год он, по их сведениям, дважды тайно приезжал в Россию договариваться о поставках. Перед тем как выйти на главного подозреваемого, Госнаркоконтроль России задержал 15 его подельников.
Более подробно о Гулмамадове было сказано 5 марта в программе «Специальный корреспондент» российского телеканала «Россия-1», которая была посвящена проблеме наркоторговли. В сюжете о Гулмамадове как об одном из крупных поставщиков наркотиков в Россию, в частности, говорилось, что в Россию, точнее в Санкт-Петербург, он приехал несколько лет назад и привез тогда из Таджикистана фуру с овощами.
Автор сюжета отмечает: «Земляки, осевшие в Питере, просветили его, как можно заработать огромные деньги, если организовать доставку героина. И в следующий раз Гулмамадов с овощами и фруктами привез уже героин. В Питере он женился, завел детей и продолжал торговать наркотой. Сначала это было 37кг, потом 100, а потом и 400. Сеть Гулмамадова росла, и он уже поставлял наркотики не только в Санкт Петербург, но и в Самару и Казань. Потом оперативники ФСКН задержали его подельников».
При этом в программе показали человека, вероятно, задержанного с наркотиками, у которого спрашивают, кто руководил их действиями, на что он отвечает: «Бек». Далее авторы говорят о том, что вскоре после этого задержания в Арабских эмиратах был перехвачен и сам наркоделец… Как сообщают авторы, в Дубай Гулмамадов приехал из Душанбе, купил себе там 2 квартиры за 300 тыс. долларов в фешенебельном районе и мечтал расслабиться. Но не случилось.
«В аэропорту во время сканирования сетчатки глаза полицейский компьютер выдал несоответствие тому, что было в паспорте. Перед арабскими полицейскими предстал человек, разыскиваемый Интерполом за наркоторговлю. Гулмамадова арестовали. Редчайший случай в международной практике - ОАЭ выдали России наркобарона… Судьба Гулмамадова незавидна. Если удастся доказать, что он имеет причастность к поставкам героина в Россию, его ждет пожизненное заключение в колонии строгого режима… То, что этот наркоторговец занимал особое положение в иерархии наркомафии, подтверждает тот факт, что за него вступился таджикский МИД. Какие связи надо иметь, чтобы в свою защиту получить правительственную ноту», - отмечают авторы сюжета.
Далее в сюжете дело Гулмамадова комментирует старший следователь по особо важным делам следственного департамента ФСКН России Ренат Курамшин, который сообщил, что таджикским МИД пытался пресечь экстрадицию Гулмамадова в Россию, ради чего направил арабским властям ноту с требованием не выдавать его российской стороне. По его словам, примерное содержание ноты звучало так: «Уважаемые компетентные органы ОАЭ, не выдавайте Гулмамадова в Россию, потому что он здесь будет подвержен пыткам, необоснованному уголовному преследованию, его имущество будет конфисковано без суда и следствия, на его семью будет оказано давление. Семья тоже будет подвержена уголовному преследованию. Детей отберут и отдадут в детские дома…» «По своей практике я могу полагать, - говорит Р.Курамшин, - что это, безусловно, наверняка связано с коррумпированными связями таких группировок, в частности Гулмамадова, в высших эшелонах власти Республики Таджикистан, что послужило толчком, возможностью подачи такой ноты. Естественно, мы на это тоже будем реагировать».
МИД Таджикистана заявления представителя ФСКН назвало провокацией, не соответствующей действительности.
В своем заявлении, распространенном 7 марта, департамент информации министерства, в частности, сообщил, что по поводу экстрадиции Атобека Гулмамадова из Министерства иностранных дел РТ какие-либо ноты, другие письменные или устные обращения не исходили. Но при этом отмечается, что рамках своих полномочий в МИД ОАЭ ноту направило посольство Таджикистана, но она не содержала в себе ту информацию, которую озвучил Р.Курамшин, и послана эта нота была по обращению родителей Гулмамадова.
«23 января 2013 года на основе письменного обращения граждан Таджикистана – родителей А. Гулмамадова посольство направило ноту в МИД ОАЭ, в которой просило предоставить информацию о причинах ареста А.Гулмамадова и месте его заключения. Информация, озвученная Р. Курамшиным, в данной ноте не содержится», - утверждают в МИДе.
Временный поверенный в делах Посольства РТ в ОАЭ Юсуф Бобокалонов в беседе с «АП» сообщил, что, действительно, отправлял ноту-запрос в МИД ОАЭ, но в ней не говорилось о том, что на Гулмамадова и его семью в России могут оказать давление.
- Мы вышли с нотой лишь после письменного обращения родителей Гулмамадова, чтобы узнать, в чем именно он обвиняется и где содержится. Это наша задача - защищать права наших граждан в стране пребывания, и мы обязаны работать по каждому запросу. Но мы ничего не писали о том, что его могут пытать в России и оказывать давление на его семью. К вашему сведению, Гулмамадов был экстрадирован в Россию на основании его письменного добровольного согласия. Иначе, по словам его адвокатов, процесс экстрадиции занял бы минимум 6 месяцев. Зачем российским силовикам нужно было давать такую информацию, я знать не могу, - говорит Бобокалонов. - Если он действительно был таким опасным преступником, почему они не обращались в правоохранительные органы Таджикистана для его задержания? Почему именно здесь его задержали и преподносят такую неверную информацию, я не знаю… После этой передачи я обратился по телефону к послу России здесь и сказал, что информация, озвученная по российскому телевидению, не соответствует действительности. Также я добавил, что готов предоставить копию нашего обращения и подтвердить правдивость своих слов, но посол России сказал мне, что они к этому делу не имеет никакого отношения и верят мне на слово, - отметил Ю. Бобокалонов.
По словам Временного поверенного в делах Посольства РТ в ОАЭ, свою ноту они отправили 23 января, но никакого ответа они тогда не получили. Лишь 6 марта это письмо вернули обратно и сообщили, что его не стали рассматривать, так как оно было составлено на английском языке. По его словам, раньше МИД ОАЭ принимал заявления и на английском языке, но, неизвестно почему, не принял на этот раз.
Между тем на просьбу предоставить копию ноты нам Ю. Бобокалонов сказал, что копию они направили в МИД Таджикистана и мы можем ее взять у них…
В МИДе обещали рассмотреть этот вопрос, но на момент выпуска газеты этого не сделали. Кстати, «АП» также обращалась к ФСКН России с просьбой предоставить копию ноты, но никакого ответа мы не получили.
МЕЖДУ ТЕМ, как стало известно в разговоре с сестрой Гулмамадова, их родители не знают о том, что Атобек арестован, и им об этом не сообщают, опасаясь за их здоровье.
Если верить девушке, получается, что родители Гумамадова просто не могли обращаться с запросом о судьбе сына в Посольство РТ в ОАЭ или МИД страны.
…Атобек Гулмамадов является уроженцем кишлака Сист, долины Горон, Ишкашимского района. Родился в 1974 году. В семье он самый младший. В 1995 году выехал на заработки в Россию, а в 1998-м вдруг перестал звонить родным. Два года о нем ничего не было известно. Мобильников не было, а связь с отдаленным районом тогда тоже не была еще налажена. Через два года он приехал домой и сообщил, что у него пропал паспорт, и через знакомых очень долго делали новый. По словам сестры, он тогда сообщил, что устроился на работу к туркам. Что была за работа, не знает, но дела его шли неплохо. Через какое-то время, по ее словам, он стал заниматься автобизнесом. Якобы привозил машины в Россию, в основном из Дубая. Дела шли хорошо, и сначала он купил в Питере двухкомнатную квартиру, но оставил ее жене от первого брака. Со второй женой и тремя детьми они жили в однокомнатной квартире там же.
- У них уже трое детей, но они не могут себе позволить купить квартиру побольше, - говорит сестра А. Гулмамадова. - Когда мы приезжаем к ним в гости, то они стелют себе на кухне. Какой из него наркобарон? Его дочери сейчас должны сделать операцию, нужно 800 долларов, а у них этих денег нет. Наша старшая сестра им отправила деньги. Мой старший брат с 2003 года не может достроить дом. Будь Ато наркобароном, то, наверное, помог бы брату со строительством… До недавнего времени он вообще был без денег, был вынужден продать свою квартиру тут… Здесь он находится с 2009 года. У него было немного денег, и он решил вложить их в мучной бизнес, но не мог себя реализовать в этом. Его друг из Дубая пригласил его к себе, мол, можно открыть там автомойку. У Ато была трехкомнатная квартира в Душанбе, он был вынужден продать ее и поехать в Дубай. Там его и задержали. Но это неправда, что его задержали в аэропорту, - говорит девушка. - В Дубай он полетел 8 декабря, с одним нашим знакомым, который поехал на лечение. Этот знакомый 22 декабря вернулся обратно, кажется, ему там не смогли помочь, и он решил поехать в Китай... Брат по приезде снял квартиру и хотел перевезти туда и семью, но 24 декабря к нему ворвались и забрали из квартиры. То есть его не в аэропорту задерживали, а в квартире.
Вместе с тем сестра Гулмамадова признает, что на ее брате в России действительно висело обвинение в наркоторговле, именно поэтому он приехал в 2009 году в Душанбе, но, по ее утверждению, это обвинение необоснованное и избегал он суда потому, что не верил, что в отношении него может быть честное расследование.
- Дело в том, что в 2008 году в Питере на квартире, где проживал один из наших родственников, нашли 37кг героина, - рассказывает она. - В этой квартире жили несколько человек, но на момент операции там был только этот родственник, который спал. Его задержали и осудили на 8 лет. Мой брат иногда навещал этого родственника, все ходят в гости к родственникам, и когда его спросили, кто приходил в квартиру, он в числе других назвал и брата. Но в материалах дела это потом оформили так, что якобы Ато приходил в эту квартиру, заходил на кухню, где, кстати, и нашли наркотики, закрывал туда дверь и что-то делал, а что - родственник якобы не знает и даже не спрашивал. Но тут нестыковка даже в том, что в этой квартире не было двери на кухню, ее убрали, сделав вход в форме арки… Брат решил, что следствие сделает из него козла отпущения и поэтому в 2009 году приехал в Душанбе.
Кстати, по словам сестры, никто ее брата не звал Беком. Родные называли его Ато, а в России – Артуром…
Между тем, как рассказал нам по телефону один из знакомых А. Гулмамадова в Дубае, Атобека, действительно, взяли на съемной квартире. По его словам, по приезде тот снял квартиру и планировал перевезти семью. Никаких квартир в фешенебельном районе у него не было и нет.
- Атобека я знаю с 2010 года, он занимался машинным бизнесом. Бизнес, может, у него и неплохой был, но никаких квартир в фешенебельном районе Дубая за 300 тыс. у него нет. Он квартиру-то снимал в районе, где в основном живут мигранты, потому что там дешевле. «Наркобарон», блин… Когда его задержали, его родные позвонили мне. Я вышел на правоохранительные органы, чтобы узнать, в чем дело. Прокурор мне сказал, что у них с ним никаких проблем нет, так как он уже который год занимается бизнесом, но Россия просит его выдачи… Его бы не экстрадировали в Россию, но он сам подписал бумаги, в которых дал согласие на экстрадицию. Поэтому российская сторона, мягко говоря, врет, что это она добилась экстрадиции. Я смотрел ту передачу. Это полная чушь, - говорит друг Гулмамадова.
Между тем, по его словам, посольство и МИД в данном случае никакой поддержки своему гражданину не оказывали. По его словам, он обращался в посольство, но те бездействовали.
- По крайней мере, когда обращался я, никакой реакции не было, я был очень разочарован таким отношением к своим гражданам. Но я знаю, что у адвоката Атобека было обращение от его родственников, может, действительно, на основании этого посольство что-то делало... А потом позвонил сам Атобек и сказал, чтобы я уже ничего не предпринимал, потому что он дал согласие на экстрадицию. Сказал, что если он не даст согласие, то на него могут много чего повесить, - сказал нам по телефону друг Гулмамадова.
Следует отметить, что, по словам другого нашего соотечественника, проживающего в Дубае, будучи в посольстве, он видел обращение от имени родных Гулмамадова.
- Я сам читал это обращение, и они действительно просили не экстрадировать его. Но уже не помню, кем оно было подписано. Но мне также известно, что за этого человека хлопотали также другие крупные бизнесмены. Некоторые из них являются сыновьями высокопоставленных чиновников…
МЫ попытались получить более конкретные данные на А. Гулмамадова. Так как никакого ответа от ФСКН мы не получили, мы обратились в антинаркотическое ведомство Таджикистана. Ответ получили письменный:
- Правоохранительные органы РТ оперативными данными о совершении Гулмамадовым А.Б. наркопреступлений на территории Таджикистана не располагают. В отношении последнего имеется лишь информация, что он разыскивается окружным судом Выборга, города Санкт-Петербурга, за совершение преступления, предусмотренного ст. 228, ч. 1, 3 УК РФ.
- Обращались ли российские спецслужбы к вам для сотрудничества по задержанию Гулмамадова? Если да, то когда?
- Да, в июле 2012 года официальный представитель ФСКН РФ в РТ обратился в АКН с запросом об установлении местонахождения Гулмамадова А.Б.
Агентство провело ряд оперативно-розыскных мероприятий и установило, что в последний раз разыскиваемый был в республике в начале лета 2012 года. Агентство выразило готовность задержать Гулмамадова на территории Республики Таджикистан. Однако ФСКН предложила не предпринимать никаких активных шагов в его отношении, ссылаясь на то, что они сами планируют задержать его на территории Российской Федерации.
…Следует отметить, что, по словам некоторых экспертов, стать крупной фигурой на международном рынке наркотиков не так просто, так как в каждой стране этим рынком управляют свои мафиозные фигуры, которые не допускают к делу чужаков. Таджикские наркодельцы, по мнению экспертов, играют лишь роль курьеров, это так называемые «скакуны», не более. Дальнейшей реализацией, уже по более высокой ставке, занимаются уже другие круги. Поэтому, по их мнению, даже если Гулмамадов и имел причастность к наркотикам, то его участие не могло быть в том масштабе, о котором говорят.
Мы задали этот вопрос АКН, но конкретного ответа не получили.
- В российских СМИ Гулмамадов называется одним из самых крупных деятелей на международном рынке наркоторговли. Но некоторые эксперты сомневаются, что таджикского наркодельца могли бы подпустить к обороту крупных партий в России, не говоря уже о международном рынке. Якобы в наркоторговле своя схема, и действия таджикских наркодельцов заканчиваются на определенной границе, где они передают партии. Так ли это на самом деле? Какова схема вывоза и реализации наркотиков? Насколько реально, что таджикский гражданин смог стать наркодельцом международного уровня?
- На данный вопрос можно дать исчерпывающий ответ только после завершения следствия и рассмотрения уголовного дела в суде.
До настоящего времени к нам каких-либо запросов в отношении Гулмамадова А.Б. или отдельных поручений о проведении следственных мероприятий на территории РТ из ФСКН РФ не поступало.
…Относится ли А. Гулмамадов к этим самым наркодельцам международного уровня, мы точно знать не можем. Но судя по той информации, что имеется уже сегодня, в этом возникают некоторые сомнения. Например, в сюжетах «Специального корреспондента» показывали большой частный дом и дорогую иномарку одного из наркокурьеров, некоего Хакима Хайдарова, который якобы в своей прямой кишке провозил на территорию России до 300 граммов героина. Авторы сюжета отмечают, что он 7 раз приезжал в Россию с наркотиками. Но почему-то при этом не показали, в каких условиях жил наркобарон Гулмамадов, который, по их словам, уже несколько лет провозит до 400 кг наркотиков в Россию и имеет крупную сеть распространения, не показали те самые квартиры в фешенебельном районе в Дубае или хотя бы в Питере. При этом авторы показывают различные фотографии Гулмамадова, но, судя по ним, он больше похож на обычного трудового мигранта, нежели на наркобарона.
Возможно, Гулмамадов действительно может иметь какое-то отношение к провозу наркотиков, но статус наркобарона в данном случае кажется притянутым за уши. Для чего это было сделано - вопрос. Но в то же время вполне возможно, что нота, о которой говорят российские силовики, тоже могла иметь место (иначе МИД мог бы распространить ее копию, по крайней мере он должен был быть заинтересован в опровержении с доказательствами), и вполне возможно, что за Гулмамадова хлопотали влиятельные люди. Но и тут возникает вопрос - ради чего?
Надеемся, в ближайшее время мы получим ответы.