«Неподсудное» дело

Суд по жалобе матери скончавшегося в ИВС антинаркотического ведомства жителя Душанбе Шамсиддина Зайдуллоева откладывается более года.

Мы встретились ровно семь месяцев спустя после нашей последней встречи и снова на территории суда столичного района Сино. Как будто и не прошло столько времени: всё то же скорбное выражение лица матери и отец, который всё так же держится изо всех сил, хотя внутри, видимо, сгорает дотла. Подумалось: да, это для нас, в суете будней, дни мчатся так быстро, а для этой родительской пары время остановилось 8 апреля 2015 года.

В тот день их сына, 25-летнего Шамсидинна Зайдуллоева, который работал водителем такси, задержали по подозрению в незаконном обороте наркотиков. Спустя несколько дней, проведенных в изоляторе временного содержания Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ, он скончался. Родственники молодого человека утверждают, что смерть наступила в результате побоев и пыток. С их слов, у него было много синяков и кровоподтёков по всему телу: во время омовения тела сына родные увидели у покойного поломанные ребра, гематомы на руках и ногах, голове и шее. Родственники зафиксировали увиденное на фото и обратились в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело.

У антинаркотического ведомства другая версия – сердце парня не выдержало «ломок» в результате наркотической зависимости.  

В официальном ответе АКН сообщается следующее: «12 апреля, примерно в 14 часов Зайдуллоеву Шамсиддину, который был задержан сотрудниками Агентства за сбыт наркотиков и в это время содержался в ИВС АКН, стало плохо: его стало трясти .  Дежурные Агентства вызвали «Скорую помощь», которая прибыла через 20 минут, осмотрела задержанного и констатировала, что тот ранее принимал наркотики, вследствие чего у него наступила абстиненция (ломка) и рекомендовала отвезти его в наркологический диспансер.

Задержанного доставили в Республиканский наркологический диспансер, где ему была оказана необходимая медицинская помощь. Зайдуллоев провёл под капельницей два часа, затем задержанного отвезли на станцию «Скорой помощи» для дальнейшего обследования. На станции «Скорой помощи» больной Зайдуллоев был полностью обследован, врачами было исключено острое хирургическое заболевание и было рекомендовано произвести эзогастроскопию, однако Зайдуллоев категорически отказался от данной процедуры и даже дал об этом письменную расписку. Примерно в 23:15 его привезли обратно в Агентство, где он пробыл в камере до утра. Всё это время дежурные Агентства и надзиратели ИВС находились непосредственно возле дверей его камеры и наблюдали за его состоянием.

Около 5 часов утра надзиратель ИВС сообщил в дежурную часть, что задержанному Зайдуллоеву Ш. внезапно стало плохо. Дежурный срочно вызвал «Скорую помощь», которая по прибытии констатировала «смерть от сердечной недостаточности».

О произошедшем незамедлительно были оповещены органы прокуратуры и внутренних дел района Фирдавси. Сотрудники районной прокуратуры вместе с судмедэкспертом осмотрели труп и составили соответствующий протокол, в котором отмечено, что «внешних признаков насильственной смерти не обнаружено», тем самым, исключён факт жестокого обращения со стороны сотрудников АКН.

Кроме того, во всех помещениях Агентства установлены камеры видеонаблюдения, в том числе и на обоих этажах Изолятора временного содержания Агентства, с помощью которых ведётся круглосуточное наблюдение всех событий, происходящих в АКН».

К этому времени Генеральную прокуратуру возглавил Юсуф Рахмон (Юсуф Рахмонов), который после предварительной проверки дал поручение о возбуждении уголовного дела по признакам ч.3 ст. 143 прим. 1 (Пытки) УК РТ. В итоге 24 апреля 2015 года уголовное дело было возбуждено, что дало повод многим правозащитным организациям и представителям гражданского общества высказать свое мнение о принципиальности и справедливости нового генерального прокурора.

С самого момента появления информации о смерти Зайдуллоева в изоляторе временного содержания АКН Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности выделила адвоката Саймумина Кабирова, который активно начал защиту интересов семьи Зайдуллоевых и подал ходатайство о проведении повторной судебно-медицинской экспертизы. По его словам, «после смерти Зайдуллоева Шамсиддина, 13 апреля, была проведена первичная судебно-медицинская экспертиза, которая установила, что смерть Зайдуллоева Ш. наступила от двусторонней пневмонии, хотя за несколько часов до смерти врачи «Скорой помощи», куда он был доставлен сотрудниками АКН, не обнаружили никаких признаков пневмонии. При доставлении в АКН Зайдуллоев также был осмотрен врачами медицинской части Агентства, которые констатировали здоровое состояние доставленного, о чём есть соответствующая запись. Таким образом, ответ Агентства по контролю за наркотиками, подписанный бывшим в то время директором Агентства Рустамом Назаровым, противоречил заключению судмедэкспертизы», – отметил адвокат.

14 мая 2015 года Генеральной прокуратурой РТ была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза, в которую вошли эксперты Республиканского центра судмедэкспертизы, министерств здравоохранения и обороны. По словам адвоката, 27 мая была проведена эксгумация трупа Зайдуллоева Шамсиддина. «Согласно заключению комиссионной судмедэкспертизы, выданной Республиканским центром судебно-медицинской экспертизы 3 августа 2015 года, смерть Зайдуллоева Ш. могла наступить от тяжких телесных повреждений: у него зафиксированы сломанные 4-ое и 5-ое ребра с левой стороны грудной клетки и закрытый перелом черепной коробки в области затылка. Они указывают на то, что налицо нанесение тяжких телесных повреждений в камере ИВС АКН сотрудниками данного ведомства, так как при водворении 8 апреля 2015 года в ИВС Зайдуллоев прошел освидетельствование и был признан здоровым и ни на что не жаловался», - сказал Кабиров. По его словам, один из семи членов комиссии – представитель Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Хуршед Сангов – высказался против этого заключения, настаивая на версии с пневмонией.  

Казалось, что теперь осталось только установить виновных в нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, а также степень ответственности судмедэксперта, давшего первое заключение, для чего в уголовно-процессуальном законодательстве установлены строгие временные рамки. Однако расследование стало затягиваться и спустя восемь месяцев после своего обращения в Генпрокуратуру мать погибшего узнала о том, что 23 декабря 2015 года следователь Генеральной прокуратуры Таджикистана вынес постановление о прекращении уголовного дела по факту смерти Шамсиддина Зайдуллоева в связи с отсутствием события преступления.

Основанием явилось то, что Генеральная прокуратура назначила еще одну, третью судебно-медицинскую экспертизу, которая 25 сентября 2015 года вынесла «окончательный» вердикт: молодой человек скончался от двусторонней пневмонии. Мать молодого человека, конечно же, обжаловала постановление и потребовала возобновить расследование дела и выявить виновных в смерти ее сына лиц, однако все ее просьбы были оставлены в Генпрокуратуре без внимания. В общей сложности мать погибшего и ее адвокат подали девять ходатайств на имя генерального прокурора и старшего помощника Генпрокурора по особым поручениям С. Назарова. После всех тщетных попыток «достучаться» до Генеральной прокуратуры, в феврале 2016 года Тоджинисо Каримова подала жалобу на незаконное прекращение уголовного дела по факту смерти своего сына в суд района Сино.

Лишь спустя один месяц и 20 дней, после письменного ходатайства адвоката Каримовой, судья Лукмон Раджабиён вынес определение о принятии жалобы к производству, в то время, как в соответствии с действующим законодательством решение о рассмотрении жалобы должно было быть принято в течение 10 дней.

Необходимо отметить, что судья дважды письменно обращался в Генпрокуратуру с просьбой о представлении материалов уголовного дела, и, по его словам, он также по телефону просил ускорить решение этого вопроса.

Спустя почти девять месяцев после обращения Каримовой в суд, было объявлено, что 27 октября 2016 года состоится первое судебное слушание по делу. Однако собравшимся в тот день у здания суда района Сино родным покойного, адвокату, представителям СМИ было сообщено, что судебное заседание не состоится. «Мы не получили материалы уголовного дела из Генпрокуратуры. Причина только в этом», - сказал тогда судья Лукмон Раджабиён.

С того дня прошло еще семь месяцев. И мы снова в кабинете судьи. На вопрос, почему судебное слушание по жалобе Тоджинисо Каримовой никак не начнется, Лукмон Раджабиён ответил уже знакомой фразой: «Генеральная прокуратура не передала материалы уголовного дела. Как только мы их получим, ничто не будет препятствовать началу судебного заседания».

Саймумин Кабиров, адвокат, услуги которого предоставлены семье Зайдуллоевых Коалицией гражданского общества против пыток и безнаказанности, подтвердил, что судья дважды письменно обращался в Генпрокуратуру, а он сам трижды письменно и неоднократно устно обращался к судье с просьбами начать рассмотрение жалобы Каримовой, однако судья каждый раз переносил слушание под предлогом того, что Генеральная прокуратура не представляет материалы уголовного дела.

На вопрос журналиста, когда же начнутся слушания по жалобе, Раджабиён ответил, что направит еще один официальный запрос в Генпрокуратуру и порекомендовал адвокату через неделю узнать о результатах. Получить комментарий следователя Генпрокуратуры не удалось.

Только вот мать Шамсиддина Зувайдуллоева не особо верит, что дело сдвинется с мертвой точки. «За эти два года я направила 7 обращений и жалоб в адрес исполнительного аппарата президента с просьбой содействовать возобновлению следствия по факту смерти моего сына, но кажется, их попросту выбрасывают в урну. На днях направлю 15-е письмо – уже на имя президента, с жалобой на бездействие прокуратуры. Наш адвокат также помог составить письмо на имя председателя суда района Сино с жалобой на бездействие судьи, оно также будет отправлено», - сетует женщина.

И добавила: «Я буду добиваться справедливости до конца своей жизни, вот увидите. Моего сына избили до смерти в АКН, и данный факт хотят скрыть, и нет правды ни в одной из структур. Но я буду бороться».

Саймумин Кабиров сказал, что у них есть все доказательства, указывающие на насильственную смерть Шамсиддина Зайдуллоева, поэтому он будет требовать, чтобы суд отменил решение Генпрокуратуры о прекращении уголовного дела и оно было повторно расследовано.

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности считает, что изначально по этому делу было много вопросов. «Считается, что согласно международным стандартам, все случаи в местах ограниченного доступа должны быть расследованы быстро и эффективно. Однако по ходу расследования правозащитники выражали озабоченность оперативностью действий следственных органов. Например, оказалось, что не все записи с камер наблюдения были предоставлены следственным органам. У Шамсиддина были обнаружены телесные повреждения, однако даже назначив и проведя несколько судебно-медицинских экспертиз, следственные органы не убедили нас в настоящей причине смерти Шамсиддина Зайдуллоева», - отмечают правозащитники.

Они выражают надежду на то, что «постановление о прекращении уголовного дела будет отменено, а расследование уголовного дела будет возобновлено». В противном случае у родственников остаются только возможности обращения в Комитет ООН по правам человека с целью установления факта нарушения прав Зайдуллоева.

Не «достучавшись» до Генеральной прокуратуры, Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности направила официальный запрос в данную структуру с просьбой прокомментировать факт неэффективного расследования по делу смерти Шамсиддина Зайдуллоева и затягивания передачи материалов уголовного дела в суд.    

P.S. В пятницу, 16 июня, было назначено судебное слушание по жалобе матери Шамсиддина Зайдуллоева в суде района Сино. К назначенному часу в суд явились родственники, адвокат, а также следователи Генпрокуратуры. Судья перенес слушание на вторник, 20 июня, в связи с тем, что на слушании должен был также участвовать прокурор. Ожидается, что 20 июня в суд явятся все участники слушания.

Между тем прибывшие следователи Генпрокуратуры сообщили родителям Зайдуллоева, что до суда (а это первая половина субботы и понедельник) они могут ознакомиться с материалами уголовного дела, состоящего из 6 томов…

NoTorture.Tj