Предупреждение пыток и жестокого обращения: независимые механизмы мониторинга

Предупреждение пыток и жестокого обращения: независимые механизмы мониторинга

Круглый стол в связи с визитом в Таджикистан г-на Хуана Мендеса, Специального докладчика ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания состоялся 12 февраля в конференц-зале столичной гостиницы "Серена".

В нем приняли участие представители государственных органов, Коалиции НПО против пыток в Таджикистане и других организаций гражданского общества, офиса Уполномоченного по правам человека в РТ, международных организаций и посольств иностранных государств в Таджикистане, а также средств массовой информации.

В ходе круглого стола с докладом относительно проведения независимых мониторингов для предупреждение пыток и жестокого обращения выступила Наргис Зокирова, директор Бюро по правам человека и соблюдению законности. Ниже приводим текст ее выступления:

Независимый мониторинг мест ограничения и лишения свободы является важным механизмом предупреждения пыток и жестокого обращения. Открытие мест содержания под стражей и лишения свободы поможет определить масштабы существующих проблем и разработать стратегию постепенного улучшения ситуации в этой области.

Начиная с 2004 года, МККК и представители гражданского общества Таджикистана не имеют доступа в места лишения свободы для проведения независимого мониторинга. Кодекс исполнения уголовных наказаний предусматривает нормы о взаимодействии органов системы исполнения наказаний с общественными организациями. Порядок такого взаимодействия, согласно Кодексу, предусматривается законодательством страны. Однако, в законодательстве эти нормы не нашли своего дальнейшего закрепления.

В то же время организации-участники Коалиции НПО против пыток в Таджикистане получают большое количество информации о случаях применения пыток и жестокого обращения, а также других нарушений прав человека в местах предварительного содержания под стражей и отбывания уголовных наказаний. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с нормами Кодекса исполнения уголовных наказаний, адвокат имеет право встретиться со своим подзащитным только лишь с письменного заявления последнего, поданного через администрацию исправительного учреждения. Это создает серьезные риски того, что в случае применения пыток у заключенного не будет практической возможности получить доступ к адвокату. Если мы получаем от родственников информацию о применении пыток к заключенному, мы не можем попасть к последнему даже через адвоката.

В настоящий момент, не прекращая попытки получения доступа в места лишения свободы для проведения независимого мониторинга, члены Коалиции ищут и другие возможности для работы в этом направлении.

В декабре 2012 года Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан выступил с предложением о создании совместной рабочей группы по мониторингу мест лишения свободы. Коалиция НПО против пыток в Таджикистане поддержала эту инициативу, так как данная мониторинговая группа может стать основой для внедрения Национального превентивного механизма (НПМ) согласно Факультативному протоколу к Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, который представляет собой механизм постоянного мониторинга мест лишения свободы в целях предупреждения пыток и других форм жестокого обращения.

С февраля по май 2013 года Коалиция НПО против пыток в Таджикистане вела переговоры с Уполномоченным по правам человека в РТ по поводу условий вхождения членов Коалиции в группу по мониторингу.

Коалиция придерживается позиции, что деятельность мониторинговой группы должна полностью соответствовать Парижским принципам и требованиям Факультативного протокола, таким как независимость, беспристрастность, включение в группу независимых экспертов и специалистов. В связи с этим, Коалиция предложила, чтобы в мониторинговую группу не были включены представители органов государственной власти, деятельность которых подлежит мониторингу (представители Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции РТ, МВД и др.), как было предложено уполномоченным по правам человека. Также необходимо, чтобы деятельность мониторинговой группы регулировалась отдельным Положением, в которой четко определены объем полномочий членов мониторинговой группы.

В июле-августе 2013 года Коалиция совместно с Аппаратом УПЧ работали над проектом Положения о деятельности мониторинговой группы, который был обсужден в ноябре 2013 года с привлечением представителей ГУИУН Министерства юстиции РТ, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и других государственных структур. Положение и рабочий план были утверждены Приказом Уполномоченного по правам человека 30 декабря 2013 года. Группа начала свою работу в феврале 2014 года с посещения Изоляторов временного содержания МВД РТ. Следует отметить, что члены мониторинговой группы осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Несмотря на то, что о создании и полномочиях мониторинговой группы заранее были проинформированы соответствующие государственные структуры, мониторинговая группа, в частности члены Коалиции столкнулись с определенными проблемами, связанными с доступом в закрытые учреждения.

Так, 6 февраля 2014 года в СМИ Таджикистана появилась информация о смерти заключенного Махмадрахима Саидова, 1968 года рождения, в ШИЗО исправительной колонии ЯС 3/1 от жестокого обращения и последующего переохлаждения. В тот ж день в Коалицию обратились родственники заключенных, которые также предоставили данную информацию.

В этот же день сотрудник аппарата Омбудсмена совместно с представителем Коалиции выехали в это учреждение для  проверки информации.

Однако, представителя Коалиции не пустили вовнутрь. Представитель ГУИУН Минюста РТ сослался на то, что беспрепятственно в закрытые учреждения могут попасть только представители аппарата Омбудсмена, а представителям Коалиции надо было для этого пройти ряд процедур и получить разрешение. Но хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в утверждённом Уполномоченным по правам человека в РТ Положении, который был обсужден с представителями отдельных государственных структур, в том числе и ГУИУН Минюста РТ, есть пункт, в котором говорится, что члены мониторинговой группы, помимо плановых посещений, могут посещать закрытые учреждения и тогда, когда поступают сигналы о серьезных нарушениях прав заключенных.

В связи с этим, Коалиция НПО против пыток в Таджикистане еще раз призывает:

- соответствующие органы государственной власти, в частности ГУИУН, выполнять договоренности о выполнении норм положения о мониторинге мест лишения свободы;

- законодательно разработать нормы об общественном контроле мест лишения свободы и предоставления доступа к закрытым учреждениям организациям гражданского общества для проведения независимого мониторинга.

Наргис Зокирова, Бюро по правам человека и соблюдению законности