Адвокат: «Ни Генпрокуратура, ни суд не предприняли эффективных шагов по расследованию заявлений о фактах применения пыток»

Адвокат осужденного Толиба Шодиева, одного из членов группировки, которая намеревалась подорвать «Таджикскую алюминиевую компанию», а также ряд других объектов в Турсунзаде, 19 августа подал кассационную жалобу на приговор Верховного суда РТ от 12 августа 2014 года.

Как сообщил «АП» адвокат Абдурахмон Шарипов, в своей кассационной жалобе он, как адвокат, указал на несправедливость судебного приговора и допущение ряда нарушений норм уголовно-процессуального законодательства.

По его словам, в частности, судом были проигнорированы заявления его подзащитного Шодиева Толиба о применении жестокого обращения во время задержания и предварительного следствия. «Также суд не обратил внимание на то, что мой подзащитный не владел государственным языком и нуждался в переводчике. С момента фактического задержания было нарушено право на защиту Т.Шодиева, что является одним из оснований отмены приговора суда первой инстанции», - отметил адвокат.

Далее он продолжил: «Мы уже 10-й день ожидаем предоставления судом полного текста приговора, хотя согласно ч.1 ст. 350 УПК РТ, приговор должен быть вручен не позднее пяти суток  после его оглашения».

Напомним, 12 августа этого года Верховный суд Таджикистана приговорил членов группировки, которые намеревались подорвать «Таджикскую алюминиевую компанию», а также ряд других объектов в городе Турсунзаде.

Семеро членов этой группировки, состоящей из местных жителей, получили различные сроки лишения свободы и проведут в колонии строгого режима от 18 до 22 лет. Так, Абдуллоджон Рахимов осужден на 22 года лишения свободы, Толиб Шодиев - 18 лет, Ахматджон Маджидов - 18 лет, Азамат Абдуллаев - 20 лет, Турабой Равшанов - 22 года, Аскарали Буриев - 20 лет, Умар Урманов - 20 лет лишения свободы.

Все они признаны виновными по статьям 186 (Бандитизм), 179 (Терроризм), 307 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан).

Гособвинитель Фаррух Зухурутдинов просил суд приговорить их к срокам от 23 до 25 лет лишения свободы.

Между тем, адвокаты подсудимых не согласны с приговором суда. По их мнению, органы предварительного расследования не доказали нескольких моментов. «Эти люди никогда не имели цели участвовать в актах терроризма. В частности, моего подзащитного Толиба Шодиева обвиняют в том, что якобы он согласился расклеивать листовки с призывами к свержению государственной власти. По версии обвинения излагается факт, что Т.Шодиев, получив листовки, тут же их сжег и нигде не расклеивал. По словам моего подзащитного, он данные листовки даже в глаза не видел. О листовках ему стало известно только после задержания сотрудниками УБОП МВД РТ. Он был фактически задержан 25 марта 2014 года, однако только 1 апреля был составлен протокол задержания, что является нарушением нормы УПК, которая гласит, что протокол задержания составляется в течение 3-х часов после доставления в орган уголовного преследования (ст.94 УПК РТ). Только 15 апреля их водворили в СИЗО министерства юстиции РТ. Как указывает мой подзащитный, он в течение 7 дней содержался в здании УБОП МВД РТ, где подвергался систематическим пыткам с целью принуждения подписания признательных показаний против себя. Не выдержав пыток, он подписал бумаги, которые были заранее составлены сотрудниками УБОП МВД РТ», - рассказал А. Шарипов. 

По его словам, в ходе судебного заседания шестеро других подсудимых также заявили о применении к ним пыток со стороны сотрудников УБОП МВД РТ.

«Стоит обратить внимание еще на факт того, что между собой данные лица не были никогда ранее знакомы, о чем заявили в ходе судебного следствия. Игнорируя данный факт, им вменяют предварительный сговор в совершении инкриминируемых преступлений», - продолжил адвокат.

Он обратил внимание на тот факт, что ни суд, ни Генеральная прокуратура, куда были направлены заявления и ходатайства о применении пыток, не предприняли эффективных шагов по расследованию заявлений о фактах применения пыток.

«В частности, судом не было исполнено требование Постановления Пленума Верховного Суда «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по противодействию пыткам» №1 от 25 июня 2012 года. Государственный обвинитель проигнорировал требования инструкций «О задержании» и методических руководств по расследованию заявлений о фактах пыток, принятые Генеральной прокуратурой РТ. Мы выражаем надежду, что находящееся в настоящее время на рассмотрении в Генеральной прокуратуре заявление будет рассмотрено объективно и полно, - сказал Шарипов. 

Начальник Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Таджикистана Сафиалло Девонаев в ходе отчетной пресс-конференции 18 июля сообщил журналистам, что эта группа планировала организовать взрывы на территории пяти объектов, в том числе на территории «Талко», здания городской администрации Турсунзаде, прокуратуры Турзунзаде, ОВД и Дворца культуры города Турсунзаде.

По словам Негматулло Абдуллаева - отца одного из осужденных Азамата Абдуллаева, 25 марта к ним домой ворвались 15 человек и показали санкцию прокурора. «Они зашли без присутствия понятых, представителей махалли или участкового и обыскали комнату Азамата. Затем они спустились в неосвещенный подвал, откуда один из сотрудников вышел с книгой религиозно-экстремистского толка «Хиради алави». Мы предполагаем, что они сами подложили эту книгу, так как поверхность книги была идеально чистая, без единой пылинки, что не соответствует подвальным условиям», - сказал отец А. Абдуллаева.

Сестра другого осужденного - Абдуллоджона Рахимова, который работал сварщиком в ГУП «Талко», Махфират Рахимова в интервью «АП» еще до суда сказала, что её брат проработал на «Талко» более 23 лет, и через три года должен был выйти на пенсию. «Но его обвиняют в бандитизме и терроризме, и выставляют главарем группы, хотя он не был знаком ни с одним из тех, кто сегодня сидит на скамье подсудимых, и не знает, что такое бандитизм и терроризм», - заявила сестра осужденного.

NoTorture.Tj