Без вины, виноватый

В Коалицию гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности обратились родственники Амонова Хайриддина - жителя  района Зафарабад Согдийской области, которые утверждают, что  он подвергся пыткам и жестокому обращению.

Судебная коллегия по уголовным делам Согдийского областного суда оставила  приговор суда Зафарабадского района от 16 ноября 2018 года в отношении Амонова Хайриддина Шомардоновича, признанного виновным в умышленном убийстве, без изменения, ввиду того, что не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы адвоката.

34-летний житель района Зафарабад Амонов Хайриддин является единственным кормильцем семьи и с 2015 года зарабатывал на жизнь в трудовой  миграции. В  январе 2018  года  ему  позвонил  сотрудник УМВД РТ по Согдийской области, который сообщил, что он подозревается в умышленном убийстве своего соседа Юсупова А., совершенном в январе 2010 года. 

Признание под пытками….

25 января 2018 года Амонов Х. прилетел из Новосибирска в Худжанд, где из аэропорта его прямиком доставили в отдел милиции г. Бустона (бывший город Чкаловск). По словам Амонова Х., сотрудники УМВД под пытками  вынуждали его признаться в совершении убийства: они старались не оставлять следов, удары наносились поверх одежды руками и ногами по животу, ягодицам и ногам. Заставили  стоять с поднятыми руками длительное  время. Он засыпал и падал,  его заставляли вставать. Так продолжалось до утра.

Законодательство предусматривает, что  в отношении любого гражданина,  доставленного в  орган  уголовного преследования,  в течение 3 часов составляется протокол задержания. Однако сотрудники милиции в нарушение ст. 94 УПК РТ (Порядок задержания подозреваемого), не оформляя протокол задержания, держали Амонова Х. в служебном кабинете в отделе милиции г.Бустон около суток, что является  незаконным задержанием. 

Адвокат Насруллоев Ф., услуги которого предоставлены Коалицией гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности,  рассказал:

«..Не добившись признательных показаний, сотрудники УМВД по Согдийской области утром 26 января 2018 года привезли его в Зафарабадский район. Ими предварительно было решено «сфабриковать» дело об административном правонарушении  за мелкое  хулиганство против Амонова Х., после чего постановлением суда по административному делу Амонову Х. было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 6 суток  с отбыванием  наказания в ИВС ОМВД Зафарабадского района.  Однако в нарушение этого Постановления, Амонов Х. был доставлен   в ОМВД г.Бустон с целью получения   признательных показаний в убийстве.  Это грубое нарушение, допущенное начальником ИВС ОМВД района Зафарабад и сотрудниками УМВД по Согдийской области, при котором ни прокурор, ни начальник ОМВД Зафарабадского района не были уведомлены». 

На этот раз Амонова пытали  с применением электрического тока, ему угрожали изнасиловать его супругу и сестер. Требования были прежние: признаться в совершении преступления. Не выдержав мучительных болей и психологического давления, Амонов Х. подписал признательные показания. И уже поздно ночью его водворили в ИВС ОМВД г.Бустон.

Из ответа ОМВД г.Бустон  на запрос адвоката о водворении в ИВС г.Бустона: «Амонов Х. был водворен 27 января 2018 года в  01:40 часов и в 8:00 часов утра того же дня был направлен в отдел милиции Зафарабадского района».

Адвокат  выяснил также, что  по вызову дежурной части ОМВД 4 и 6 февраля 2018 года  бригада скорой помощи дважды выезжала для оказания медицинской помощи Амонову Х., который находился в ИВС ОМВД Зафарабадского района. Врачи  диагностировали кровотечение из заднего прохода. По заключению врачей он нуждался в госпитализации и  лечении, однако рекомендации врачей  были проигнорированы.  

Признательные показания как доказательная база…

27 января Амонов Х. был доставлен к следователю прокуратуры Зафарабадского района, где был допрошен в присутствии сотрудника УМВД РТ по Согдийской области, после чего в присутствии того же сотрудника милиции была проведена проверка его показаний на месте происшествия. Под угрозой применения новых пыток Амонов Х. был вынужден оклеветать себя и признался в совершении убийства Юсупова А. под диктовку  сотрудника  УМВД РТ по Согдийской области. Спустя несколько дней Амонов Х. принял твердое решение отказаться от ранее данных признательных показаний, что он и сделал  в ходе очередного допроса.

Адвокатом Насруллоевым Ф. от имени Амонова Х. было составлено заявление в Генеральную прокуратуру РТ о совершении преступления о  пытках и жестоком обращении сотрудниками УМВД РТ по Согдийской области.Виновность  Амонова Х.  основана на его первоначальных признательных показаниях, полученных под воздействием пыток. Согласно ст.76 ч.2 Уголовно-процессуального кодекса РТ, «признание обвиняемым своей вины не может быть положено в основу признания его виновным, если оно не подтверждено совокупностью имеющихся в деле доказательств». 

Экспертиза как помощь следствию или же…?

В ходе расследования уголовного дела по факту убийства гражданина  Юсупова А. в 2010 году прокуратурой Зафарабадского района была назначена судебно-криминалистическая экспертиза. Согласно заключения экспертизы от 20.02.2010 года из четырёх изъятых отпечаток пальцев с места происшествия всего лишь одно было пригодным для идентификации личности.

В 2018 году прокуратурой Зафарабадского района была назначена дополнительная судебно-криминалистическая экспертиза для идентификации отпечатков пальцев, изъятых с места происшествия, с отпечатками пальцев Амонова Х.   

По результатам СКЭ УМВД РТ по Согдийской области от 31 января 2018 года, единственный отпечаток пальцев при сравнении соответствовал отпечатку пальцев Амонова Х.  Однако позже заключением комиссионной судебно-криминалистической экспертизы от 4 мая 2018 года, было установлено, что  заключение экспертизы от 20.02.2010 года было подделано.

За период 2010-2011 годов сотрудники  милиции Зафарабада вызывали Амонова Х.  в отдел милиции всего 2-3 раза и изъяли отпечатки пальцев, однако в  материалах уголовного дела отпечатков нет. Кроме того, за  указанный  период было изъято 700 образцов отпечатков пальцев и отпечатков пальцев Амонова Х. среди них нет.

 

Уже в суде Зафарабадского района по ходатайству стороны защиты подсудимого Амонова Х. возникли серьезные сомнения в достоверности вещественных доказательств и была назначена  повторная  судебно-комиссионная экспертиза, которую проводили эксперты Согдийского филиала республиканского центра судебно-криминалистической экспертизы при министерстве  юстиции РТ.

В соответствии с заключением СМЭ установлено, что предыдущие заключения не соответствуют порядку проведения экспертиз, нарушен  Закон РТ «О государственной судебной экспертизе», материалы, по которым были даны заключения, подделаны и вследствие чего заключение экспертов не может служить доказательством. Судом установлено, что подписи экспертов-криминалистов, печать  на конверте с вещественными доказательствами и отпечатки пальцев не являются подлинными, так как были сканированы и распечатаны на цветном принтере. 

Эти обстоятельства в полном объёме были подтверждены заключением судебно-комплексной экспертизы  Министерства внутренних дел РТ, назначенной в ходе суда, которая к тому же установила, что все четыре отпечатка пальцев, изъятые с места совершения преступления в результате исследования, идентификации личности  не пригодны.

Суд,  как надежда на справедливость…

Одновременно с вынесением приговора, за фальсификацию заключения криминалистической экспертизы суд  вынес частное определение и направил его прокурору Зафарабадского района для проведения проверки и принятия законного  решения, хотя прокуратура Зафарабадского района является  «заинтересованным лицом в исходе проверки», поскольку данная прокуратура   вела расследование и поддерживала обвинение в суде.

Из частного определения суда района Зафарабад: «Привлечь внимание прокурора района Зафарабад о существующих обстоятельствах и принятии законных решений». Суд ограничился вынесением частного определения, хотя согласно ст. 35 УПК РТ  имел право вынести  постановление о возбуждении уголовного дела и направить для проведения предварительного расследования в соответствующие подведомственные органы.

Таким образом, приговор суда Зафарабадского района по делу Амонова Х. основывается на его первоначальных признательных показаниях,  от которых он впоследствии отказался. Других доказательств по делу, указывающих на совершение преступления, судом добыто не было.

Без правильной оценки собранных доказательств невозможно принять процессуальные решения, с которыми закон связывает выводы о доказанности (недоказанности) отдельных обстоятельств дела и произошедшего события в целом.

Брат Амонова Х.- Амонов Фахриддин направил жалобы относительно незаконного задержания и применения пыток в Генпрокуратуру, Верховный суд,  МВД и  Президенту РТ,  но пока его жалобы не услышаны.

В настоящее время Амонов Хайриддин отбывает наказание  за преступление, несмотря на то, что его виновность  вызывает большие сомнения.

NoTorture.Tj