В Душанбе обсудили проект Национального плана по рекомендациям Комитета против пыток ООН

В конференц-зале офиса Управления Верховного комиссара ООН[1] по правам человека в РТ 25 октября 2018 года прошла рабочая встреча по обсуждению проекта Национального плана по выполнению рекомендаций Комитета против пыток на 2018-2022 годы.

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, по инициативе Управления гарантий прав человека Исполнительного аппарата Президента РТ и в сотрудничестве с УВКПЧ ООН по Центральной Азии, провела рабочую встречу по обсуждению проекта Национального плана действий по реализации рекомендаций Комитета против пыток по результатам рассмотрения третьего периодического доклада Таджикистана о ходе выполнения Конвенции против пыток.

На мероприятии приняли участие представители государственных органов, гражданского общества и международных организаций.

Сатторзода Абдуджаббор, начальник Управления гарантий прав человека Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, представил проект Нацплана. По его словам, Национальный план в виде консолидированной программы направлен на усиление продвижения прав человека посредством специальных мероприятий и акцента на улучшение законодательства и правоприменительной практики.

- В мае этого года прошло официальное слушание национального доклада Таджикистана в Комитете ООН против пыток, после чего Комитет против пыток предложил более 50 рекомендаций. Для выполнения предложенных рекомендаций нам необходимо принятие Национального плана действий на 2018-2022 годы. Министерствам и ведомствам были предложены все эти рекомендации, и мы сегодня должны выслушать ваше мнение по каждому из них, для внесения дополнений в Национальный план, - подчеркнул Сатторзода Абдуджаббор.

Представители гражданского сообщества и госорганов активно подключились к обсуждениям.

В частности, в ходе обсуждения основных правовых гарантий представитель Минздрава и соцзащиты РТ Фуркат Ганиев отметил, что в заключительных замечаниях по третьему периодическому докладу говорится о необходимости прохождения медобследования, проводимого в конфиденциальном порядке независимым врачом в течение 24 часов с момента помещения под стражу и о праве в любое время требовать прохождения независимого медобследования.

- То есть введение практики гарантий независимых врачей, работающих с заключенными. Рекомендации есть, но не указаны исполнители, сроки исполнения. Мы уже в течение 10 лет анализируем это явление, но не ставим конкретных планов исполнения. В момент задержания медобследование проводится независимым врачом, и это установлено нормами закона. Но после задержания и проведения следственных мероприятий и водворения в следственные изоляторы все обследования проводят тюремные или ведомственные врачи. У нас есть результаты анализов о том, что представленные из пенитенциарных учреждений медицинские заключения не могут быть основой для дальнейших заключений судмедэкспертов. Медицинские заключения тюремных врачей некачественные…. В планах нет конкретных сроков и реальных шагов для решения проблемы. Если взять причину пыток, то обычно они применяются для получения признательных показаний того или иного лица. Других причин применения пыток думаю, нет. У нас есть конкретные предложения, например, в ходе судебно-правовой реформы мы неоднократно предлагали принятие нового закона о судебно-экспертной деятельности, мы представили законопроект на изучение правительству, но этот закон так и не был принят. Чтобы был механизм превенции пыток, необходимо повысить потенциал судебных и криминалистических экспертиз, и это внедрить в рамках национального плана, - отметил Фуркат Ганиев.

В ходе обсуждения вопроса доступа к независимым адвокатам председатель Союза адвокатов РТ Саидбек Нуриддинов поддержал предложение о необходимости внесения изменений в Закон РТ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», а также отмене положения Кодекса уголовных наказаний, требующего письменного разрешения администрации на свидание с адвокатом. В продолжении обсуждения этого вопроса представитель ОО «Офис гражданских свобод», защищающей права военнослужащих, Дилрабо Самадова предложила включить в Нацплан проведение мониторинга на предмет отказа жертв пыток от услуг адвоката.

В ходе обсуждения рекомендаций относительно проверок мест лишения свободы, Дилрабо Самадова предложила наряду с местами лишения свободы и предварительного заключения проводить мониторинг и в гауптвахтах в воинских частях, откуда часто поступают сообщения о применении пыток и жестокого обращения в отношении военнослужащих.

Не менее активным было и обсуждение вопроса относительно суровых условий содержания заключенных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, ограничения возможности поддержания ими контактов с внешним миром.

Тахмина Жураева, представитель ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности», привела в пример опыт Армении, где пожизненным заключенным через определенный промежуток времени предоставляется возможность общения с родными и близкими через «скайп».

 


[1] Проведения мероприятия стало возможным при финансовой помощи Посольства Финляндии в Таджикистане и Делегации ЕС в Таджикистане в рамках проекта: «Объединение усилий гражданского общества по мониторингу выполнения национальных и международных обязательств Таджикистана в области прав человек»

NoTorture.Tj