Обзор СМИ за март-апрель 2017: Требование вице-премьера прекратить «облавы» и суды по факту «дедовщины»

Два офицера и солдат задержаны по факту смерти Эхсона Элчибекова, сообщило 4 марта Радио Озоди.

Солдату инкриминируется совершение преступления, предусмотренное статьями 373 (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими) и 110 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть), а двум офицерам – 391 (злоупотребление властью или служебным положением) уголовного кодекса.

«Мы ознакомились с материалами уголовного дела. Первоначальные выводы комиссии говорят о том, что Эхсон был убит в результате драки с сослуживцем», - сказали родственники скончавшегося солдата.

21 апреля Радио Озоди, отслеживая данную тему, сообщило, что военный суд душанбинского гарнизона отправил за решетку солдата срочной службы Сайёджона Асоева и офицеров Изатулло Ахмадова и Саймахмада Саадуллоева – они признаны виновными в гибели рядового Эхсона Элчибекова.

Судья Наджмиддин Лоикзода 21 апреля сообщил, что Сайёджон Асоев приговорен к 12,5 годам лишения свободы. Офицеры Ахмадов и Саадуллоев проведут за решеткой один год.

Все обвиняемые в последнем слове признали свою вину, но выразили сожаление по поводу трагедии.

19-летний Эхсон Элчибеков был призван в армию в мае 2016 года. Он служил в воинской части Минобороны, дислоцирующейся в Душанбе. 16 февраля при загадочных обстоятельствах он умер, а 21 февраля его тело передали родным в кишлак Багу Рушанского района ГБАО. Родственники не поверили в естественную смерть Эхсона, а их сомнения подтвердили раны на затылке солдата. Они потребовали от властей привлечь к ответственности виновных в смерти молодого человека.

Военный суд гарнизона Душанбе 7 марта начал рассмотрение дела погибшего солдата Курбонова Джахонгира, сообщил сайт Коалиции 6 марта.

В начале февраля Главная военная прокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело по статье 143 прим.1 ч.3 (Пытки) УК РТ в отношении Саидова Ё., командира взвода одной из воинских частей погранвойск ГКНБ страны.

Как сообщает «Офис гражданских свобод», из материалов уголовного дела следует, что командир взвода Саидов Ё. С., исполняя роль дознавателя, обвинил двух солдат в краже военного имущества и потребовал от них возместить нанесенный ущерб деньгами.

Он пригрозил солдатам, что если те не принесут требуемую сумму, то сообщит о данном факте в военную прокуратуру, вызовет в часть их родителей и возле личного состава унизит их честь и достоинство.

В результате один из солдат - рядовой Курбонов Джахонгир, не выдержав постоянных издевательств и жестокого обращения, 11 сентября 2016 года свел счеты с жизнью.

28 марта агентство «Азия-Плюс» сообщило, что офицер погранвойск получил 9 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима, но статья "пытки" с него снята.

Командир взвода в/ч 2747 Погранвойск ГКНБ РТ Ёрибек Саидов признан виновным по двум статьям УК РТ: по статье 250 (Вымогательство) и статье 391, ч.3 (Злоупотребление властью или служебным положением).

Обвинения в пытках с него сняты: статья 143 (пытки) заменена на статью 391 (злоупотребление служебным положением).

Судья Хотам Раджабзода заявил на суде, что доказательства того, что осужденный применял пытки в отношении погибшего солдата, суду так и не были представлены.  

Сам офицер в своем последнем слове заявил, что не признает себя виновным ни по одной статье обвинения. Ёрибек Саидов также заявил, что не имеет никакого отношения к смерти военнослужащего Джахонгира Курбонова, который покончил жизнь самоубийством.

Тем временем, еще 10 марта гособвинитель попросил суд приговорить обвиняемого Ёрибека Саидова к 14 годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима. При этом наибольший срок – 12 лет он попросил за обвинение по статье «пытки».

 

Еще одно дело солдата. Военная прокуратура Кулябского гарнизона направила в суд уголовное дело в отношении прапорщика военной части 0307 района Хамадони в связи с гибелью прапорщика Умедджона Хасанова, сообщило 30 марта Радио Озоди.

Расследование повергло в шок тех, кто верил в первоначальную версию гибели прапорщика Умедджона Хасанова - оказалось, что он был убит не контрабандистами, а погиб от пуль, выпущенных сослуживцем Алишери Абдукодиром. Подозреваемый находится под стражей, суд нам ним начнется в апреле, сообщили Радио Озоди источники в военной прокуратуре Кулябского гарнизона.

Следствие установило, что 27-летний Умедджон Хасанов был убит 20 октября 2016 года 11 пулями на границе с афганской провинцией Тахор. К тому времени прапорщик отслужил на границе всего 13 дней. Ранее власти подтвердили информацию о гибели Умедджона Хасанова и заявили, что он стал жертвой перестрелки с афганскими контрабандистами. 

Сотрудник военной прокуратуры Кулябского региона на условиях анонимности сообщил Радио Озоди, что в этой истории подозреваемым является Алишери Абдукодир, сослуживец Умедджона. По его словам, перестрелка между таджикскими пограничниками и афганскими контрабандистами произошла ночью и потому пули, выпущенные из автомата Алишери Абдукодир, попали в его сослуживца Умедджона.

Представители прокуратуры обещали, что подробности гибели Алишера будут обнародованы во время судебного разбирательства.

28 апреля Радио Озоди сообщило, что прапорщик получил 2 года тюрьмы за непреднамеренное убийство сослуживца.

29 апреля Радио Озоди сообщило о том, что под «облаву» попал сельский учитель – его забрали в армию прямо из школы.

На юге Таджикистана под «облаву» попал 22-летний учитель средней школы и студент-заочник IV курса Кулябского госуниверситета Фируз Бобиев.

Причем сотрудники военного комиссариата «забрали» его в армию прямо во время уроков в средней школе №57 Восейского района.

​Насрулло Бобиев, брат учителя, сказал, что Фируз уже год как работает школьным учителем языка и литературы. «Никакой повестки в армию мы не получали. Его доставили на призывной пункт в Курган-Тюбе и в пятницу я с ним увиделся. Его уже обрили налысо. Он учится заочно, работает и заботится о незрячем отце», - говорит Насрулло.

Учителя забрали в армию на глазах Зокира Джобирова, директора школы №57 джамоата Мирали Махмадали Восейского района. «Все произошло так неожиданно. Сотрудники военкомата сказали, что Фируз сам должен был заранее оповестить джамоат и местный хукумат о том, что является студентом и преподавателем. Сказали, что заберут его, и проверят документы на месте. Я тоже выдал справку, что Фируз Бобиев является учителем и работает в нашей школе в течение года. Нашей школе необходим был учитель языка и литературы и по нашему запросу в район был направлен молодой учитель», - сказал директор.

Между тем еще в марте, в преддверии весенней призывной кампании, вице-премьер Таджикистана Азим Иброхим потребовал от военных комиссариатов прекратить практику «облавы» призывников. Об этом 17 марта сообщает Радио Озоди.

На собрании в министерстве обороны Таджикистана он заявил, что по результатам осеннего призыва в ряды армии по обвинению использования методов «облавы» были уволены 51 военный комиссар городов и районов страны.

По словам вице-премьера правительства, «всем военным комиссарам дано строгое поручение искоренить такую практику призыва молодежи в ряды вооруженных сил». Он сообщил, что в прошлом году осенний призыв в ряды армии был завершен за 13 дней до установленного срока, «но были отмечены случаи позорного метода призыва в ряды армии – «облавы», которые не соответствуют современным нормам».

При этом, как отметил Азим Иброхим, были и случаи, когда из-за неправильного медицинского освидетельствования в ряды армии были призваны и больные юноши.

Он сообщил, что главному военному прокурору страны поручено усилить работу по надзору в этом направлении.

В конце прошлого года глава правительства подверг критике руководство Министерства здравоохранения за то, что по вине медиков в ряды армии были призваны нескольких больных молодых людей. У призывников были обнаружены легочная недостаточность, болезни кишечника, язва желудка, кишечное кровоизлияние и психическое расстройство.

Но руководство министерства здравоохранения, защищая своих врачей, утверждало, что деятельность государственных медкомиссий последние годы заметно улучшилась и всего семь обнаруженных больных призывников не могут быть показателем общей ситуации.

И, подытоживая «армейскую» тему, предлагаем вашему вниманию авторскую инфографику «Отправились в армию или на побои?», опубликованную 29 марта на сайте Коалиции.

Трое подсудимых рассказали в суде о примененных пытках при задержании, сообщил 4 апреля сайт Коалиции

В Коалицию гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности обратился Сайфиддин Исломов, отец предполагаемой жертвы пыток Джонибека Сайфиддинова, который обвиняется в незаконном наркообороте. По данному делу проходят еще двое соучастников. Судебный процесс над ними начался в суде столичного района Шохмансур. Все трое заявили в суде о примененных к ним пытках и жестоком обращении при задержании со стороны сотрудников милиции.

Все трое представили в суде практически одинаковую картину своего задержания, как четверо незнакомых лиц в гражданской одежде (позже они узнали, что это сотрудники ОМВД столичного района Шохмансур), не предъявив никаких документов, удостоверяющих их личности, в грубой форме принудительно посадили их в автомашину и доставили в кабинет, расположенный на 3 этаже здания ОМВД района Шохмансур г. Душанбе. Они рассказали, как их избивали руками и ногами в область живота, подводили электрический ток к пальцам рук и гениталиям, с целью получения признательных показаний в совершении преступления. Меликов и Кукиев, не выдержав мучительных болей, признались в совершении преступления.

Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности указывает на грубые нарушения процессуальных норм при задержании вышеуказанных лиц и напоминает, что согласно Всеобщей декларации о правах человека и основных свобод, никто не должен подвергаться пыткам и жестокому обращению.

«Я был избит замначальника милиции Куляба и тремя его подчиненными», под таким заголовком 5 апреля на сайте Коалиции опубликована аналитическая статья. В ней рассказывается, что Насрулло Одинаев, житель города Куляба, который был осужден по обвинению в мошенничестве, пожаловался на то, что при задержании сотрудники милиции применили в его отношении пытки. Более подробно читайте здесь.

На этом фоне как нельзя кстати появилась информация о том, что в Таджикистане проанализируют использование медицинских бланков по «пыточным» делам. 4 апреля сайт Коалиции сообщил, что Коалиция гражданского общества и безнаказанности в Таджикистане при поддержке Евросоюза начинает реализацию двухгодичного проекта «Деятельность против пыток в Таджикистане».

В рамках проекта организация-член Коалиции ОО «Центр по правам человека» и Министерство здравоохранения и социальной защиты населения РТ проведут анализ и оценку состояния судебно-медицинской службы, а также окажут содействие в создании механизмов для проведения независимых судебных экспертиз.

Ну, и рабочие моменты Коалиции. НПО Таджикистана представили альтернативный доклад в Комитет ООН по правам ребёнка, сообщил 6 марта сайт Коалиции.

НПО Таджикистана представили в ООН Альтернативный доклад о ходе выполнения в стране Конвенции по правам ребёнка.

Доклад был подготовлен совместно группой неправительственных организаций Таджикистана, которые работают по различным вопросам защиты ребенка - «Центр по правам человека», «Право и процветание», «Независимый центр по защите прав человека», «Бюро по правам человека и соблюдению законности», Лига женщин с инвалидностью «Иштирок», «Хает дар оила». Координация, сбор и обработка информации для доклада была осуществлена Общественным Фондом «Правовая инициатива».

Доклад охватил вопросы соблюдения прав детей, относящихся к отдельным уязвимым группам, – дети с инвалидностью, дети покинутых мигрантами семей, безнадзорные (уличные дети), дети-беженцы, а также отдельные тематические права ребенка – право на защиту от пыток и насилия, право на жилище и др.

Став участником Конвенции ООН о правах ребенка в 1993 году, Таджикистан взял на себя обязательство предоставлять Комитету периодические доклады о ходе реализации Конвенции. Первоначальный доклад Таджикистана был представлен Комитету в 2000 году. 

Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности подготовила ежегодный отчет о результатах своей деятельности за 2016 год, сообщил 9 марта сайт Коалиции.

В нем сообщается, что за 2016 год Коалиции, в которую входят 11 общественных организаций и 6 индивидуальных лиц, удалось добиться больших изменений в сфере противодействия и эффективной борьбы с пытками в стране.

В частности, было задокументировано 57 случаев пыток и жестокого обращения, юридическое сопровождение осуществлялось по 41 делу о пытках и жестоком обращении, из которых 30 - новые дела и 11 дел, которые были зарегистрированы и ведутся юристами Коалиции с прошлых лет.

В результате активной работы адвокатов в 2016 году было вынесено пять обвинительных приговоров по делам военнослужащих, включая привлечение к уголовной ответственности офицерского состава. К различным срокам лишения свободы были привлечены 13 человек, из них 6 человек относятся к руководящему составу.

Коалиция лидирует в ведении стратегических судебных тяжб, последовательно наращивает судебную практику по созданию устойчивой практики выплаты государством адекватной компенсации жертвам и их родственникам. За 2016 год было вынесено решений о компенсации вреда по 2 делам, отказано по одному и в последующем прекращено, 2 судебных решения были обжалованы. Планируются иски по компенсациям по 7 делам, в том числе 2 - по взысканию морального и материального ущерба за неэффективное расследование. По делам о компенсации проведено 9 психологических оценок по компенсации морального вреда.

Всего за 2016 год реабилитацию прошли 25 человек (11 женщин и 14 мужчин). Десять человек - лица, напрямую пострадавшие от пыток и жестокого обращения, остальные 15 - члены семьи жертв пыток. Две жертвы являются несовершеннолетними.

Коалиция продвигает стандарты Стамбульского протокола в законодательство и на практике, включая создание института независимой судебно-медицинской экспертизы.

Организации-члены Коалиции являются членами группы по мониторингу мест ограничения и лишения свободы, созданной при Уполномоченном по правам человека, в 2016 году группа посетила 16 закрытых и полузакрытых учреждений и три воинские части.

Коалиция осуществляет мониторинг выполнения Таджикистаном своих обязательств в области свободы от пыток, готовит альтернативные доклады в органы ООН, а также активно принимает участие в процессах продвижения свободы от пыток во время диалогов по правам человека.

Коалиция выпустила за отчетный период более 416 информационно-аналитических материалов в СМИ по отдельным случаям пыток, а также по вопросам свободы от пыток в целом, 4 видеоматериала, 18 пресс-обзоров, шесть теле- и радиопередач, провела около 20 встреч и брифингов с международными и неправительственными организациями и официальными делегациями других стран.

Коалиция провела 18 информационных сессий по правам задержанных лиц, в которых приняли участие 434 человека, из которых 422 - сотрудники органов внутренних дел (следователи, оперативные сотрудники уголовного розыска, участковые инспектора, сотрудники дежурной части и инспекции по делам несовершеннолетних, сотрудники отделов по насилию в семье), по 2 представителя приемных Уполномоченного по правам человека по Согдийской и Хатлонской областям.

Более подробно ознакомиться с отчетом можно на сайте Коалиции www.notortutetj.org

Коалиция против пыток начала серию встреч с правоохранителями по вопросам прав человека, сообщил 10 марта сайт Коалиции.

Информация с предварительными итогами по результатам данных встреч была опубликована 24 апреля на сайте Коалиции. Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности продолжает серию информационных сессий для сотрудников органов внутренних дел страны о правах задержанных лиц и лиц, содержащихся под стражей.

С 10 марта по 15 апреля этого года проведено 10 информационных сессий: ОМВД Фирдавси-2 и ОМВД Сино-2 (10 марта), ОМВД Рудаки и ОМВД Гиссар (17 марта), ОМВД Шахринав и ОМВД Турсунзаде (7 апреля), ОМВД Файзабад (8 апреля), ОМВД Темурмалик и ОМВД Дангара (14 апреля), ОМВД Рогун (15 апреля).

На сегодняшний день участниками сессий стали свыше 500 человек. На сессиях были раскрыты такие вопросы как порядок проведения задержания, разъяснение прав задержанных, регистрация в книге задержанных, вопросы медицинского освидетельствования, порядок составления протокола о задержании лица и др.

25 апреля сайт Коалиции сообщил, что поощрит журналистов в честь Всемирного дня свободы прессы

Коалиция гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности во Всемирный день свободы печати, отмечаемый 3 мая, решила поощрить ценными подарками и дипломами журналистов и редакции СМИ, активно освещающих вопросы борьбы с пытками и жестоким обращением.

Коалиция намерена активизироваться в сфере борьбы с пытками и тому подтверждение информация о том, что в Таджикистане начинается реализация нового проекта по продвижению и защите прав человека при поддержке Европейского Союза. Она была опубликована 29 апреля на сайте Коалиции. Европейский Союз начал финансирование проекта под названием «Объединение усилий гражданского общества по мониторингу выполнения национальных и международных обязательств Таджикистана в области прав человек» в рамках программы "Европейский инструмент в области демократии и прав человека" (ЕИДПЧ).

Партнерами проекта являются Международное партнерство по правам человека (Бельгия) (ведущий партнер проекта); общественный фонд "Нотабене" и общественная организация «Независимый центр по защите прав человека» (Таджикистан). В реализации проекта также примет участие Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане. Продолжительность проекта составляет 24 месяца, общая сумма проекта 513 671 евро.

Проект направлен на поддержку и укрепление усилий гражданского общества по содействию соблюдению международных и национальных стандартов в ключевых областях защиты прав человека, включая свободу выражения мнений, ассоциации и собраний, запрет дискриминации, свободу от пыток и жестокого обращения, и доступа к правосудию. Проект будет включать следующие виды деятельности: мониторинг соблюдения прав человека и непосредственная работа с жертвами нарушений прав человека, подготовка докладов и продвижение прав человека; укрепление потенциала представителей общественных организаций; а также работа со СМИ.

NoTorture.Tj