Адвокат по делу смерти Исмонбоя Бобоева подал в суд на Генпрокуратуру

ОО «Независимый центр по защите прав человека» и адвокат Абдурахмон Шарипов, выступающий по делу Исмонбоя Бобоева, скончавшегося в 2010 году при задержании в РУБОП по Согду в результате пыток, подали в суд столичного района Сино на Генеральную прокуратуру РТ, которая, по их мнению, допустила нарушение подследственности по данному делу.

Затяжной пинг-понг

Адвокат Абдурахмон Шарипов сообщил, что обращения и обжалования действий должностных лиц, проводящих неэффективное расследование, продолжаются в течение 8 лет.

В январе этого года обращение было сдано в Генеральную прокуратуру страны о возобновлении расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

6 февраля адвокату А.Шарипову поступил письменный ответ за подписью заместителя Генпрокурора Вахобова В.М., в котором сообщалось, что постановлением Генеральной прокуратуры РТ от 02.02.2018 года по уголовному делу факта смерти Бобоева И. предыдущее Постановление о приостановлении расследования отменено и дело направлено в Следственное Управление МВД РТ для дальнейшего расследования.

Данный ответ был обжалован адвокатом А.Шариповым посчитавшим наличием факта нарушения подследственности и требованием передачи уголовного дела в Следственное Управление по расследованию особо тяжких преступлений Генеральной Прокуратуры РТ.

На данную жалобу 6 апреля адвокату А.Шарипову поступил письменный ответ за подписью заместителя Генпрокурора РТ Вахобова В.М., в котором сообщается, что для истребования уголовного дела из СУ МВД РТ и передачи для дальнейшего расследования в СУ Генеральной прокуратуры РТ нет оснований.

В связи с этим адвокат подал заявление в суд района Сино о нарушении подследственности, допущенной со стороны Генпрокуратуры РТ.

«Складывается впечатление, что должностные лица государственных органов не заинтересованы в проведении оперативного, беспристрастного и эффективного расследования о пытках. Несмотря на наши многочисленные обращения, должностные лица государственных органов не произвели никаких следственных действий», - сказал Абдурахмон Шарипов.

180 дней и никаких соображений

Тем временем официальные лица страны хранят молчание и по исполнению соображений Комитета ООН по правам человека по делу смерти Исмонбоя Бобоева.

В 2012 году в Комитет ООН по правам человека была направлена индивидуальная жалоба по данному делу. В августе 2017 Комитет, рассмотрев обращение, признал нарушение со стороны государства в пользу Джурабоя Бобоева, отца Исмонбоя, по нескольким статьям Международного пакта о гражданских и политических правах.

Комитет ООН направил свои соображения правительству Таджикистана для исполнения, в которых отмечает, что «с момента смерти сына Джурабоя Бобоева прошло более семи лет, но до сих пор неизвестны точные обстоятельства смерти, а органы государства-участника все еще не предъявили обвинения, не привлекли к ответственности и не передали в суд дела лиц, причастных к данной смерти, имевшей место при крайне подозрительных обстоятельствах во время содержания жертвы под стражей.

Комитет ООН по правам человека надеялся в течение 180 дней получить от государства-участника информацию о мерах, принятых им в соответствии с настоящими соображениями.

Адвокат Шарипов А., веря в Верховенства закона и судебную справедливость, 10 января 2018 года сдал копию заявления об исполнении соображений Комитета ООН по правам человека в Комиссию при Правительстве Республики Таджикистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека. Ранее, 2 января, подобное заявление было сдано в Генеральную прокуратуру.

«Из исполнительного аппарата президента страны мне сообщили, что копию нашего заявления с требованием возобновления расследования и привлечения виновных к ответственности по делу Бобоева направили из Комиссии при Правительстве Республики Таджикистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека в Генеральную прокуратуру для исполнения. Мне также сказали, что мы имеем право обратиться на имя Основателя мира и национального единства - Лидера нации - Президента Республики Таджикистан с обращением исполнения соображений Комитета ООН по делу Бобоева», - сказал Абдурахмон Шарипов.

Попытки представителей Коалиции против пыток и безнаказанности в Таджикистане получить комментарии в Генпрокуратуре РТ по поводу исполнения соображений Комитета не увенчались успехом. 

Руководитель ОО «Независимый центр по защите прав человека» Шоира Давлатова говорит, что «Мы надеемся, что во исполнение Соображения Комитета, будет проведено оперативное и беспристрастное расследование факта применения пыток и смерти Исмонбоя Бобоева, с привлечением к ответственности виновных лиц. Несмотря на то, что представитель Исмонбоя Бобоева, его отец Джурабой Бобоев умер, решение Комитета имеется, и наша организация продолжит обращения в соответствующие органы для его исполнения», - отметила она.

Смерть под пытками

30-летний Исмонбой, сын Джурабоя Бобоева, жил в России и получил гражданство этой страны. В феврале 2010 года он приехал в Таджикистан навестить своих родителей и забрать свою дочь, которая у них гостила. Днем 19 февраля молодой человек был задержан в Исфаре около главной мечети города, а производившие задержание сотрудники РУБОП по Согду Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров заявили Исмонбою, что он подозревается в членстве в экстремистской организации «Исламское движение Туркестана» и доставили задержанного в здание РУБОП по Согдийской области. В тот же день молодой человек скончался в служебном кабинете вышеназванных. Как утверждал Джурабой Бобоев, на теле погибшего сына имелись явные следы побоев, синяки под коленями и темные следы на пальцах, оставшиеся, по его мнению, от электрического тока. Спустя две недели по факту смерти задержанного Исмонбоя Бобоева было возбуждено уголовное дело. В совершении данного преступления подозреваются сотрудники РУБОП по Согду Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров. Однако данные лица отделались лишь увольнением и до сих пор находятся на свободе по причине «болезни»: простуды и простатита.

10 марта 2010 года были получены результаты первой судебно-медицинской экспертизы. В заключении утверждалось, что причиной смерти стала «механическая асфиксия» вследствие западения языка. При этом в заключении не было дано оценки причин западения языка задержанного. Тогда Джурабой Бобоев потребовал проведения эксгумации. 6 апреля 2010 года эксперты Республиканского центра судебно - медицинской экспертизы провели повторную экспертизу. Ее результаты показали, что Исмонбой Бобоев умер от электротравмы, острой сердечно - сосудистой и дыхательной недостаточности, что бесспорно доказывает факт применения пыток и смерти в результате пыток и жестокого обращения.

Тем не менее, расследование дела о гибели Бобоева приостанавливалось и возобновлялось 6 раз. Так, постановление о приостановлении дела было обжаловано Джурабоем Бобоевым и его адвокатом Абдурахмоном Шариповым в суде города Худжанд, постановлением которого приостановление расследования было отменено за незаконностью. Оспаривание решения суда органами прокуратуры продолжалось в течение года, все прокурорские протесты были отклонены судебными инстанциями, в итоге судебный акт вступил в законную силу. Однако после возобновления расследования по истечении одного месяца расследование было вновь приостановлено по тем же основаниям («болезни»: простуда и простатит). Более того, уголовное дело в нарушение требований о подследственности было передано из прокуратуры Согдийской области в Следственное управление МВД Таджикистана.

P.S. Заместитель председателя суда района Сино Мирзо Одиназода подтвердил по телефону, что к ним в производство поступил иск Абдурахмона Шарипова и Независимого центра по защите прав человека. «Мы уведомим адвоката о назначенной дате слушания», - сказал он. 

NoTorture.Tj