Наследство Рахмона

Наследство Рахмона

Какие проблемы достались Рахмону в «наследство» от прошлого президентского срока? Какие из них он должен решать в первую очередь?

Мы отметили лишь некоторые из них…

Экономика

НЕСОМНЕННО, одной из важных сфер, требующих эффективного развития, является экономика. По оценкам независимого эксперта Фарруха Зарипова, сегодня экономика страны растет высокими темпами - до 7,5% в год, однако происходит это не благодаря усилиям правительства и его реформам, а благодаря таджикским мигрантам, переводы которых стали основной статьей дохода государства.

Согласно данным Всемирного банка, Таджикистан является самой зависимой от денежных переводов трудовых мигрантов страной. За последние 7 лет они выросли с $500 тыс. до $3,6 млрд (т.е. более чем в пять раз) и составили 47,5% к ВВП, а число мигрантов, по неофициальным данным, составляет более 1,5 млн человек. Это является показателем того, что высокий экономический рост не создает достаточное количество рабочих мест и в основном осуществляется внешними факторами.

Также за последние 7 лет доля реальных секторов экономики (промышленности и сельского хозяйства) сократилась с 39,9% (январь 2006) до 28,4% (июль 2013 года). Фактически это означает, что все хвалебные отчеты Минэнергопрома и Минсельхоза о создании новых предприятий и рабочих мест - сплошная фикция и что наша внутренняя экономика сокращается в структурном отношении. За это же время доля в ВВП сферы услуг и торговли, которая не создает рабочих мест и зависит от импорта, наоборот, выросла с 43,6 до 50,2%.

Таджикистан по-прежнему остается беднейшей страной в Центральной Азии с ВВП на душу населения менее $900; даже Кыргызстан, переживший две революции за последние десять лет, живет лучше нас.

По официальным данным, ежегодно правительство создает 150–200 тыс. новых рабочих мест, но, во-первых, в основном это сезонные и низкоквалифицированные или низкооплачиваемые рабочие места. А во-вторых, это мизер по сравнению с растущим объемом предложения на рынке труда в связи с демографической структурой и преобладанием молодого населения (57% населения в Таджикистане моложе 24 лет).

Официальные данные по безработице отсутствуют, но, по данным исследований домохозяйств и ВБ, реальный уровень безработицы, включая самозанятость населения, составляет 13%, а исключая самозанятость - до 40%. Все эти люди вынуждены ехать в миграцию, чтобы хоть что-то заработать.

Флагман промышленности Таджикистана - компания «ТАЛКО» являет собой печальный пример состояния отрасли. Если семь лет назад доля экспорта алюминия составляла 76,3% в общей структуре, то сейчас она составляет 36,4%.

Ситуация с энергоснабжением для населения не улучшается. Несмотря на ввод новых мощностей, ГЭС «Сангтуда-1», «Сангтуда-2», сотни малых ГЭС, увеличивается ограничение электроснабжения и сроки лимита для населения. Это означает, что либо абсолютный рост генерации электроэнергии продается за границу, освещая провинцию Кундуз Афганистана, либо растут потери и несанкционированные продажи электричества «налево».

Согласно данным АБР и ВБ, уровень потерь электроэнергии выше допустимых 20%, что подтверждает версию о высокой коррупции в секторе.

Показателем ситуации в сельском хозяйстве является тот факт, что на рынке растет доля импортируемых фруктов и овощей, а доля и качество местной сельхозпродукции с каждым годом снижается. Сейчас, в самый сезон осени, на рынках столицы преобладают привозные яблоки из Ирана и Пакистана, а местные сорта по количеству и качеству им сильно уступают, чего у нас никогда не было. Это, в свою очередь, говорит о плохой работе Минсельхоза по улучшению селекции и созданию новых садов...

Здравоохранение

В ПЕЧАЛЬНОМ положении находится и сектор здравоохранения. По словам специалистов, из-за ухудшения состояния в этой сфере после развала СССР в 1993г. были начаты реформы, разработаны многочисленные программы по профилактике и борьбе с социальными заболеваниями. Но их эффективность под большим вопросом.

Так, например, Минздрав заявляет об эффективности принятой программы по борьбе с туберкулезом. Но посетивший Таджикистан спецдокладчик по вопросу о праве на здоровье Совета по правам человека ООН назвал ситуацию с распространением туберкулеза тревожной, а меры, принимаемые властями, неэффективными. Система здравоохранения в стране была названа им неразвитой и слабо финансируемой…

Недостаточность питания остается в Таджикистане одной из важных проблем общественного здравоохранения. Об этом отмечается в новом докладе ЮНИСЕФ.

Остро по сей день стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. Население больше доверяет врачам, получивших образование до 90-х годов, но и тех в стране осталось не много. Высококвалифицированные кадры, появившиеся после этого периода, тоже предпочитают работать в других странах. В СМИ часто появляется информация о том, что часть врачей покидает страну, уезжая в тот же Йемен или Афганистан, почти не отличающийся по своему уровню с Таджикистаном, в поисках лучшей доли, а другая вынуждена брать взятки от пациентов, чтобы как-то прожить в ожидании лучшего от государства...

Качество медуслуг оставляет желать лучшего. Альтернативной можно считать услуги частных клиник, однако с учетом уровня жизни населения они доступны лишь ограниченной категории населения. Хотя и «бесплатные» государственные услуги также не всегда могут быть доступны: в больницах приходится платить за медикаменты, лекарства, за всё…

Образование

НИЗКИЙ уровень дохода и нехватка кадров являются одной из неразрешенных проблем и этой отрасли.

По данным исследования Программы развития ООН, Таджикистан по уровню образования по итогам прошлого года занял 127-е место в мире, оказавшись в рейтинге ниже всех бывших Советских республик.

В Минобразования заявляют, что эти данные не являются реальным показателем, однако в АН РТ признают, что система образования страны последние годы оставляет желать лучшего.

Согласно последнему отчету ООН, по степени образованности взрослого населения и по охвату обучением детей Таджикистан оказался во второй сотне государств, пропустив вперед даже некоторые африканские страны.

По данным экспертов, за 20 лет число учителей сократилось почти вдвое, при этом количество учащихся увеличилось на 29%.

Согласно официальной статистике, каждый третий выпускник имеет возможность получить высшее образование, однако при этом специальности не всегда совпадают с внутренними потребностями трудового рынка страны, ибо в основном у нас преподаются гуманитарные науки, в то время как страна испытывает острый дефицит в технических кадрах.

Так, согласно данным Минтруда и соцзащиты населения, самый большой дефицит кадров - в сферах промышленности и строительства.

За последние годы вдвое сократилось количество детских садов...

Меняющаяся методика в школах не позволяет обеспечить стабильную, качественную систему обучения. То, что называется реформой в сфере образования, многие специалисты считают сложностями этой сферы. Но при этом на все это уходят большие бюджетные средства…

- Согласно официальным данным, ежегодно повышаются затраты и госрасходы на социальные сектора, здравоохранение и образование, однако доля финансирования социальных секторов к ВВП и общим расходам не повышается, - говорит независимый экономист Фаррух Зарипов. - Согласно оценке эффективности государственных расходов ВБ, Таджикистан имеет самый высокий показатель по уровню финансирования социальных услуг со стороны самого населения, особенно в части услуг здравоохранения и образования. Согласно официальным данным, у нас проводится десятикратное (номинальное) увеличение расходов в социальных секторах, однако показатели здоровья, образования, качество и доступность социальных услуг не улучшаются. Лучшие врачи уезжают, не внедряется система доступной страховой медицины, в связи с низкой зарплатой в школах нет квалифицированных учителей, и по этой же причине имеют место поборы с родителей. Возникает естественный вопрос: куда деваются огромные ресурсы, уходящие на повышение финансирования, кто и как контролирует их целевое использование? Растут налоги, но качество оказания госуслуг населению не улучшается. Почему? Куда уходят наши налоги в данном случае?

Миграция

НЕУРЕГУЛИРОВАННАЯ миграционная политика также переходит тяжким грузом в очередной период правления Эмомали Рахмона.

Как уже было отмечено, денежные переводы мигрантов составляют основную часть национальной экономики страны, однако при этом, создавая экономическую стабильность на родине, трудовые мигранты не получают должной защиты от своего государства. По сути, они считаются одной из незащищенных категорий граждан страны. Во-первых, государственные органы до сих пор не могут проработать систему подсчета мигрантов, есть данные официальные и неофициальные. Неофициальные, конечно, сильно отличаются от официальных. Это, в свою очередь, не позволяет признать масштабы проблем, с которыми сталкиваются мигранты.

А проблем этих немало. Начиная от регистрации и заканчивая защитой их прав и интересов, как в отношениях с работодателями, так и в других случаях.

Не решен вопрос страхования мигрантов, их пенсионного обеспечения.

Таджикские мигранты с легкостью становятся рычагом давления в любых случаях, когда встает вопрос политических интересов, неурегулированная миграционная политика делает их уязвимыми.

Отдельной темой являются социальная сторона массовой миграции, когда она становится причиной распада семей.

Коррупция

ВСТУПАЯ в свой третий срок в 2006 году, Эмомали Рахмон в качестве одной из приоритетных задач перед собой поставил борьбу с коррупцией. Незадолго до этого Таджикистан подписал Конвенцию ООН против коррупции, а в январе 2007 года было создано Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией. Сразу же была принята Стратегии борьбы с коррупцией на 2008–2012 годы.

В этом году Агентство отметило свой первый юбилей – 5 лет. За эти годы прошло 5478 проверок и финансовых ревизий в госучреждениях страны, выявлено финансового ущерба на сумму более чем 514,8 млн. Из этого было возмещено 251,2 млн.

В целом было выявлено более чем 4465 коррупционных и экономических преступлений коррупционного характера.

К сожалению, в эту статистику не входят лица высшего эшелона власти, за исключением редких случаев, когда кто-то оказался в статусе “экс” и впал в немилость властей.

В раскрытии дел в отношении должностных лиц более высокого ранга антикоррупционное ведомство проявляет несостоятельность. В январе этого года директор Агентства Фаттох Саидов, отвечая на вопрос журналистов о том, откуда у чиновников такие дорогие машины и особняки, ответил: «К сожалению, в нашем законодательстве не предусмотрено, чтобы мы взяли за руку, привели в наше ведомство и стали спрашивать у человека, откуда у него деньги на иномарку и особняк. У нас этого нет… Многие чиновники не регистрируют имущество на себя. Они оформляют его на других людей, и трудно тут поймать человека… Я считаю, что для этого нужна некая культура и высокий уровень поведения. Если министр или председатель какого-то ведомства себя уважает, то он не позволит себе вести себя перед народом таким образом. Если не боятся народа, то нужно хотя бы побояться Бога. Если он знает, что большое количество людей в стране находится за чертой бедности, то он не должен себя так вести. Уважающий себя человек не будет себя вести подобным образом».

Эксперты считают, что при таком раскладе борьбу с коррупцией трудно считать успешной. Более того, такая «антикоррупционная политика», которая подчеркивает социальное неравенство, напротив, является показателем того, что коррупция в стране только укоренилась за эти годы.

- Само Агентство пользуется не совсем соответствующим авторитетом в данном вопросе, то есть считается еще одним органом, который порождает коррупцию. Бороться с крупными коррупционерами без одобрения сверху оно не будет, а самой власти нужна политическая воля для этого. На эту проблему президент должен уже обратить серьезное внимание, - считают эксперты.

Географическая изоляция

В ПРИНЦИПЕ, за все предыдущие сроки правления Рахмона в этом направлении было сделано многое, в особенности в плане реконструкции и строительства автомобильных дорог, которые составляют 90% транспортной системы страны.

Последние годы ведется активная работа по улучшению и строительству международных автодорог. Большую помощь в этом нам оказывают соседи. КНР вложила около $720 млн для улучшения инфраструктуры в Таджикистане, в том числе в восстановление, расширение и улучшение дорог между Душанбе и Худжандом. Построены тоннели Шахристон, Чормагзак, на завершающемся этапе находится долгострой – «Истиклол».

Близится к завершению международная автотрасса «Шелковый путь», соединяющая Таджикистан с Китаем, Кыргызстаном, Афганистаном и дальше – с Пакистаном с выходом к морю.

В последние годы было построено пять крупных автомагистральных мостов, соединяющих Таджикистан с Афганистаном. В перспективе – открытие еще нескольких мостов, что в итоге даст широкие возможности для развития связей в южном и юго-восточном направлении.

Тем не менее, автотранспортное сообщение не решает полностью проблему коммуникационной изоляции страны. Для выхода на мировые рынки этого мало. Большую роль в данном вопросе играет железная дорога, но существующая ветвь выходит только на Узбекистан. Какие проблемы в связи с этим мы имели, известно.

Участие в проекте строительства железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Афганистан - Иран, где Таджикистан мог бы стать транзитной страной, предоставило бы нам большие коммуникационные возможности, однако в этом году Китай объявил, что выбрал себе в партнеры Узбекистан, лишив нас возможности выхода к большим «берегам». Благо появилась новая возможность, которую Таджикистан, на наш взгляд, должен реализовать: весной этого года главы Туркменистана, Афганистана и Таджикистана договорились о строительстве новой железной дороги – Туркменистан – Афганистан – Таджикистан.

Пытки и судебная система

ПОСЛЕДНИЕ несколько лет в таджикском обществе остро стоит проблема пыток. Правоохранительные органы лишь в отдельных случаях признают подобные обвинения в свой адрес. Многие жалобы граждан остаются без рассмотрения - в лучшем случае, а в худшем – за такие «доносы» люди подвергаются отдельному наказанию.

Суды в большинстве случаев не реагируют на жалобы подсудимых во время судебного процесса.

Эксперты считают, что пока над судами существует контроль органов прокуратуры (над судебными решениями и приговорами), которые одновременно являются в уголовных делах стороной обвинения, суды будут зависимы от них. Те, в свою очередь, заинтересованы в «хороших» показателях…

Неравенство перед законом, когда в отношении одних законы имеют самое суровое применение, а в отношении других они не работают, стало причиной того, что граждане перестают чувствовать себя защищенными и свободными. Неэффективная судебная система только усиливает это чувство.

В этом году в своей предвыборной речи президент также обратил внимание на проблему пыток, и нам остается надеяться, что исполнительные органы не посчитают его выступление лишь символичным посланием.

Нравственный регресс

ТРУДНО указать все проблемы страны в одном материале. Однако в конце хотелось бы обратить внимание и на другую, не менее важную сторону жизни таджикистанцев – нравственный регресс.

Культурно-массовые мероприятия у нас проводятся на уровне обычных концертов новоиспеченных артистов и массовых гуляний на том или ином праздновании. Сколько в них культурной составляющей, вопрос спорный. При этом слабо развиваются национальное кино и театр. Лучшие представители этих сфер перестали цениться, поэтому покидают страну.

В стране построена самая большая библиотека в регионе, но нация фактически перестала читать.

Некачественное образование, которое сказывается на духовной и культурной составляющей большой части населения, становится причиной того, что в чужой стране наши граждане не могут достойно представить свою страну. Мы становимся нацией гастарбайтеров.

Имидж и нравственное развитие общества, на наш взгляд, являются теми вопросами, на которые президент должен обратить особое внимание.

Asia-Plus