От Душанбе требуют освободить адвокатов

Две организации по защите прав человека - Human Rights Watch и Хельсинкский комитет Норвегии в совместном заявлении требуют, чтобы четверо задержанных адвокатов и двое сыновей другого адвоката, которые также находятся под арестом были срочно освобождены "без каких либо условий".

В заявлении этих двух организаций под названием "Таджикистан: освободите адвокатов", которое было опубликовано 4 мая, подчеркивается, что с 2014 года по сей день в Таджикистане задержаны по меньшей мере 5 адвокатов - Шухрат Кудратов, Фахриддин Зокиров, Бузургмехр Ёров, Нуриддин Махкамов и Дилбар Дододжонова и также Фируз и Далер Табаровы - два сына другого известного адвоката Исхока Табарова. Все они задержаны по различным обвинениям и среди них только Фахриддин Зокиров после двух продолжительных арестов был отпущен на свободу. Остальные, судя по данному заявлению, по сомнительным обвинениям отбывают наказание или же по придуманным обвинениям находятся под следствием.

Human Rights Watch и Хельсинский комитет Норвегии требует от таджикский властей прекратить преследования и давление на адвокатов. Согласно этому заявлению, задержание адвокатов в Таджикистане проводятся с целью мести за защиту политических противников властей или же за их попытку разобраться в сомнительных политически мотивированных уголовных делах. В заявлении отмечается, что и другие известные адвокаты получили угрозы убийства или же угрозы в придуманных обвинениях.

Стив Свердлов, аналитик организации “Human Rights Watch” по вопросам Центральной Азии считает, что "власти Таджикистана затягивает уздечку на шее тех адвокатов, которых не приемлять и, которые зашишают их политических оппонентов и отправляет их за решетку. Каждый день адвокатов, проведенный за решеткой является постыдным явлением и унижает авторитет юриспруденции Таджикистана".

В заявлении также отмечается, что уже в течении года таджикские власти постоянно преследует своих политических оппонентов, самовольно задерживает и подвергает пыткам членов и сторонников оппозиции. Пытаются экстрадировать из-за рубежа своих оппонентов и в случае неудачи, просто крадут их.

Согласно заявлению этих двух правозащитных организаций, давление на свободу слова и митинги со стороны таджикских властей в 2015 году усилилиь после запрета деятельности партии исламского возрождения - главной силы оппозиции в сенятбре месяце. В марте 2015 года Умарали Кувватов, другой руководитель оппозиции был убит в турецком Стамбуле в условиях, которые указывают на причастность или согласие властей Таджикистана на это убийство.

Правозащитники утверждают, что задержание таджикских адвокатов в 2014 году начались после аресте Шухрата Кудратова и Фахриддина Зокирова - двух адвокатов, которые защишали главного оппонента властей Зайда Саидова. В прошлом Саидов был министром промышленности старны и намеревался создать политическую партию и два его адвоката были задержаны по обвинению в мошенничестве. Следом, были задержаны два сына Исхока Табарова, третьего адвоката Зайда Саидова.

Адвокаты, которых задержали в 2015 году (Ёров, Махкамов и Дододжонова) взялись защишать задержанных членов исламской партии возрождения.

Human Rights Watch и Хельсинский Комитет Норвергии утверждает, что власти угрожали арестомдругим адвокатам, которые намеравались зашищать членов исламской партии возрождения.

Как пишут правозащитники, таджикские власти с целью большего контроля деятельности адвокатов предприняли еще ряд мер, которые ограничивают их работу. От адвокатов потребовали сдать экзаменты в министерстве юстиции и только после получить лицензию на свою деятельность. До утверждения нового закона об адвакатуре защитники получали такую лицензию от независимых адвокатских объединений, а не у властей.

Таджикские адвокаты заявили Human Rights Watch и Хельксинскому Комитету Норвегии, что вопросы на экзаменах касались не юриспруденции, а относились к истории, культуре и политике. Они выразали обеспокоенность, что результаты экзаменов под контролем властей осуществляется с целью лишения права заниматься адвокатской деятельности тех защитников прав, которые связаны с громкими уголовными делами.

Это при том, что Основные принципы ООН о деятельности адвокатов устанавливает, что не нужно отождествлять адвоката и его подзащитного в одно целое и адвокаты должны иметь возможность "осуществления своих профессиональных задач без страха, угроз, давления или неуместного вмешательства".

Human Rights Watch и Хельсинский Комитет Норвегии в конце своего совместного заявления пишут, что Америка, Евросоюз ва другие международные партнеры Таджикистана должны оказать давление на таджикские власти и потребовать незамедлительно освободить адвокатов, задержанных по политическим мотивам. Эти страны также обязаны получить гарантии того, что все таджикские адвокаты будут иметь возможность без страха, преследований и угроз осуществлять свою деятельность.

Другое требование правозащитников от международных партнеров Таджикистана заключается в давлении на Душанбе с целью требования выполнения своих обязательств в вопросах свободы проведения митингов и свободы слова. Они утверждают, что страны участники обсуждения нового отчета Таджикистана по правам человека в Совете Безопасности ООН, который состоится 6 мая, обязаны высказать свою обеспокенность преследованием адвокатов и мирной оппозии в Таджикистане.

Мариус Фоссум, региональный представитель Хельсинского Комитета Норвегии в Центральной Азии сказал, что "адвокаты, которые сейчас находятся за решеткой были самими независимыми и активными в Таджикистане. Душанбе не представил доказательств, которым можно поверить и обязан срочно их освободить и предоставить гарантии для выполнения ими своих профессиональных обязательств". 

Ozodi