Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Более 80% таджикских детей и подростков, попадающих в милицию за правонарушения, в той или иной форме подвергаются насилию. Таковы результаты совместного исследования неправительственной организации "Международная тюремная реформа" (PRI) и омбудсмена Республики Таджикистан.
Согласно данным исследования, сотрудники правоохранительных органов регулярно используют оскорбления и физическое насилие для получения признательных показаний у несовершеннолетних.
Между тем, говорится в докладе, статистика таких нарушений не ведется, громкие дела неохотно расследуются. А жертвы насилия редко обращаются за помощью в правоохранительные органы, боясь мести и расправы.
Согласно исследованию, 38% опрошенных детей заявили о том, что их продержали в милиции более суток, что является нарушением закона. Более 20% содержались в камере вместе со взрослыми.
Только 37% задержанных детей и подростков была предложена юридическая помощь при задержании.
"Это создает множество проблем. Надо понимать, что это дети подросткового возраста, у которых сильно меняется поведение", – говорит региональный координатор проекта Международная тюремная реформа (PRI) Азамат Шамбилов.
Правозащитник рассказывает, что насилие по отношению к задержанным детям часто применяется в момент их привода в милицию: "В это время с ними может и не быть адвоката, родителей. И неизвестно, что там происходит с ребенком", – говорит Шамбилов.
Наибольший резонанс в стране получила история, произошедшая в Яване на юге Таджикистана.
Участковый милиционер вызвал на допрос подозреваемого в воровстве подростка и избил его, пытаясь добиться признательных показаний.
После того как мальчика отпустили домой, он попытался повеситься на чердаке. Подростка спасли родители.
Сотрудник милиции был приговорен к семи годам тюремного заключения.
Однако этот случай – исключение, говорит Исполнительный директор "Центра по правам человека" Тоджиддин Джалолов.
По словам правозащитника, обычно родители боятся жаловаться на действия милиции и не предают огласке преступления, боясь мести со стороны сотрудников милиции. А правоохранительные органы, в свою очередь, неохотно расследуют действия своих сотрудников, скрывая факты жестокого обращения с детьми.
В результате, считают правозащитники, истинные масштабы проблемы неизвестны.
Официальные власти республики не скрывают, что проблема существует, но настаивают, что международные организации приводят мало конкретных примеров насилия над несовершеннолетними.
Председатель парламентского комитета по законодательству и правам человека Махмадали Ватанов считает, что стоит обратить внимание на рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и причины, по которым это происходит.
"Причина агрессии среди детей - в социально-экономическом положении страны и в миграции", – считает Ватанов.
Еще одной причиной роста подростковой преступности Ватанов называет интернет, а точнее, по его словам, "неограниченный доступ к различным ресурсам, негативно влияющим на детей".
"Однако парламент пока не рассматривал положение об ограничении интернета для детей", – уточняет Махмадали Ватанов.
Правозащитники и депутаты соглашаются, что помочь исправить ситуацию мог бы специальный закон о защите детей. Но есть опасение, что даже в случае принятия на его реализацию не будет достаточно средств.
“Адекватное отношение, без насилия, побоев,
избиения и оскорбления – вот на что имеет право
любой человек”
Равшан Меликов, политолог
"Вопрос о том, почему дети нарушают закон и что заставляет их это делать, безусловно, важный, – говорит политолог Равшан Меликов. – Но речь о том, что с ними происходит, когда они как подозреваемые попадают в милицию, или как осужденные – в детскую колонию".