Парвина Наврузова: пандемия повлияла на правозащитную деятельность и замедлила многие процессы проведения реформ

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане была создана в 2011 году и объединяет около 80 человек, включая представителей правозащитных организаций, юристов, журналистов, психологов и экспертов для искоренения пыток в Таджикистане. Мы обратились к членам и партнерам Коалиции с тремя вопросами – почему они вступили в ряды Коалиции, в чем заключается их деятельность в рамках Коалиции и какой вклад они могут внести в период пандемии Covid-19? Отвечает Парвина Наврузова, эксперт по Стамбульскому протоколу:

До вступления в Коалицию я работала адвокатам и оказывала правовую помощь жертвам домашнего насилия и другим уязвимым группам населения. Важно отметить, что до создания Коалиции большинство неправительственных организаций и адвокаты осуществляли свою деятельность в одиночку, и, конечно, было сложно достигать определенных задач и целей по таким чувствительным темам, как применение пыток и жестокого обращения в ходе предварительного следствия и отбывания уголовного наказания.

В связи с этим, я приняла решение вовлечься в деятельность Коалиции и объединить усилия с другими экспертами представителями неправительственных организаций и международными экспертами, чтобы внести свой вклад в улучшение законодательства и правоприменительной практики в соответствии с международными стандартами.

Так я возглавила Группу правовой помощи Коалиции, которая была создана в 2011 году, сразу после создания Коалиции. До 2014 года я координировала деятельность Группы правовой помощи и одновременно продвигала стандарты Стамбульского протокола в деятельность медицинских учреждений системы здравоохранения и пенитенциарной системы.

Начиная с 2014 года по настоящий период, координирую деятельность по внедрению стандартов Стамбульского протокола в деятельность медицинских учреждений системы здравоохранения и пенитенциарной системы Минюста. Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения и социальной защиты населения РТ и Главным управлением системы исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции.

На протяжении 10 лет участвовала в разработке и принятии внутренних регуляций государственных судебно-медицинских учреждений, психиатрической службы и регуляций Медицинской службы ГУИУН МЮ РТ в соответствии со стандартами Стамбульского протокола.

Также совместно с другими экспертами в команде с 2012 года по настоящий период проводятся образовательные тренинги по повышению правосознания судей, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, врачей и психологов, членов Коалиции по вопросам оценки физических и психологических последствий насилия согласно стандартам Стамбульского протокола.

С 2017 года по настоящий период оказываю экспертную помощь Группе правовой помощи и Группе реабилитации по документированию фактов пыток и жестокого обращения согласно стандартам Стамбульского протокола, с целью совершенствования практики, по оценке физических и психологических последствий насилия и взыскания морального и материального вреда.

Деятельность по Стамбульскому протоколу направлена на совершенствование качества экспертиз по оценке физических и психологических последствий насилия, взыскания вреда, создание Института негосударственной экспертизы, и совершенствование медицинской помощи и документирования случаев применения пыток и других видов жестокого обращения в отношении осужденных в местах лишение свободы.

В период пандемии коронавируса я продолжала активно работать и в режиме онлайн, ведь проведение различных мероприятий в режиме офлайн было небезопасно. В связи с этим в 2020 году под моим руководством совместно с экспертами и партнерами Коалиции было разработано мобильное приложение и Бот в Телеграм под названием «Я и мои права». В мобильном приложении содержатся рекомендации для жертв насилия (жертв пыток и домашнего насилие; лиц, живущих с ВИЧ; военнослужащих), адвокатов, психологов и врачей, в частности разъяснены их права и гарантии; механизмы правовой защиты; оценка физических и психологических последствий насилия; компенсация ущерба.

Кроме того, с целью распространения мобильного приложения ОО «Центр по правам человека» провела информационную кампанию «Я и мои права», в рамках международной кампании «16 дней активных действий против гендерного насилия».

Наряду с этим наша организация совместно с ОБСЕ помогла с предоставлением СИЗ и оборудования исправительным учреждениям и СИЗО для эффективного медицинского обеспечения осужденных лиц.

Пандемия очень сильно повлияла на правозащитную деятельность и замедлила многие процессы проведения реформ. Думаю, что необходимо усилить деятельность по проведению различных реформ с министерствами и ведомствами в режиме онлайн и\или офлайн и создать постоянно действующие площадки для совместного сотрудничества гражданского общества. Также усилить работу по повышению уровня информативности населения и профессионалов по вопросам права на охрану здоровья и свободы от пыток посредством социальных сетей, государственных и частных СМИ, и оказания психологической и правовой помощи медицинским работникам в условиях пандемии.

NoTorture.Tj