Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В конце мая Помощник Генерального секретаря ООН по вопросам прав человека Иван Шимонович посетил четыре центральноазиатские страны. За девять дней он побывал в Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, где общался как с представителями властей, так и гражданского общества.
Вывод он сделал неутешительный – практически все эти страны имеют серьёзные проблемы в области прав человека, включая ограничения на свободу слова и собраний и отсутствие условий для развития сильного гражданского общества. Об этом Иван Шимонович сообщил по завершении поездки на пресс-конференции в Нью-Йорке. Продолжает Елена Вапничная.
*****
Иван Шимонович заявил, что многие проблемы четырёх среднеазиатских стран – схожи и имеют общие корни. Причём Помощник Генсека считает, что корни эти уходят в советские времена, и отмечает, что практически во всех этих странах после обретения независимости к власти пришли бывшие коммунистические лидеры. И, по его мнению, советское наследие проявляется, прежде всего, в отсутствии подлинного «демократического пространства», необходимого для реализации свободы выражения мнений, ассоциаций и собраний. В этом же ряду – препятствия для работы неправительственных организаций и журналистов. Правда, выглядит эта общая проблема в разных странах – по-разному:
«Лучше всего дела обстоят в Кыргызстане, где в 2010 году был свергнут президент Бакиев. Там очень активное гражданское общество и поворота вспять быть не может. В Таджикистане демократическое пространство, пусть медленно, но расширяется: гражданское общество и журналистское сообщество укрепляют позиции. Туркменистан оказался единственной страной, где мне не удалось пообщаться с представителями гражданского общества, потому что подлинного независимого гражданского общества там просто нет. В Узбекистане существует традиция гражданской активности и деятельности неправительственных организаций, но многолетние репрессии привели к тому, что их осталось очень мало. А в этой стране поддержка гражданского общества в целях защиты и соблюдения прав человека крайне необходима».
Ещё один повод для беспокойства: проблемы в области разделения власти, верховенства закона и независимости судей:
«О разделении властей можно говорить, только если речь идёт о нормативных документах. Но на практике, и это касается также положений конституции, разделение власти оказывается под вопросом. Более того, наблюдается тенденция к её централизации со стороны исполнительной ветви власти».
Иван Шимонович добавил, что судьи, как правило, либо напрямую назначаются властями, либо с их подачи.
Коррупция тоже процветает во всех четырёх странах:
«Во всём регионе серьёзной проблемой является коррупция, причём на высоком уровне, и организованная преступность, а также возможная связь между организованной преступностью и коррупцией».
Помощник Генерального секретаря заявил, что региональной проблемой является и широкое систематическое применение пыток – как с целью добычи признательных показаний, так и в качестве наказания. Причём чаще всего пытки применяются на предварительном этапе, в следственных изоляторах.
По словам Шимоновича, в Таджикистане, например, приняли закон о предотвращении пыток и ряд положений о запрете пыток и исключении свидетельств, полученных под пытками. Однако, похоже, что эти прогрессивные сдвиги остаются на бумаге:
«Когда спрашиваешь о конкретных случаях, то оказывается, что их нет. Нет случаев, когда показания, полученные под пытками, не были бы приняты, не было случаев ни административного, ни уголовного преследования в связи с применением пыток. Это относится и к другим странам».
Причём почти во всех четырёх государствах инспекция мест задержания – весьма проблематична:
«Вопрос независимого контроля за ситуацией в местах задержания стоит чрезвычайно остро – будь то полицейские участки, тюрьмы или психиатрические больницы, где людей порой держат против воли. Всего лишь месяц назад Международный комитет Красного Креста прекратил посещения мест заключения в Узбекистане, поскольку власти не обеспечили минимальных условий для таких посещений».
Лучше обстоит дело в Кыргызстане, где подобные проверки осуществляют сотрудники регионального представительства ООН и Красного Креста.
В мандат Помощника Генерального секретаря входит и оценка реализации социально-экономических прав. И хотя экономическое развитие стран, которые посетил Шимонович, идёт разными темпами, возникает общий вопрос:
«Вопрос в том, как стремительный экономический рост, который наблюдается в некоторых странах, влияет на соблюдение социально-экономических прав граждан, насколько этот экономический рост помогает улучшить жизнь населения».
Например, в Туркменистане:
«То, что Туркменистан богатеет на глазах, видно невооружённым глазом. Например, во время моего визита в Ашхабаде проходили празднества по случаю занесения Туркменистана в Книгу рекордов Гиннесса в качестве города с наибольшим количеством построек из белого мрамора во всём мире. В Туркменистане можно увидеть шикарные больницы из мрамора и дорогостоящее оборудование, однако остро стоит, например, нехватка квалифицированного персонала. Похожая ситуация и в школах, где качество образования оставляет желать лучшего, несмотря на высокий уровень грамотности».
Ивана Шимоновича тревожит и уровень насилия в отношении женщин, хотя опять же везде ситуация разная. В Таджикстане принят закон, касающийся домашнего насилия, однако его выполнение в реальности затрудняется, в том числе и из-за небольшого числа женщин среди полицейских и прокуроров. В Туркменистане же, к удивлению господина Шимоновича, не нашлось ни одной женщины-прокурора. Похоже, что в этой области больше других преуспел Узбекистан, где есть женщины-полицейские, прокуроры и судьи. А в Кыргызстане тревогу вызывает проблема ранних браков:
«В Кыргызстане треть всех браков являются результатом умыкания невест, то есть это происходит вопреки желанию не только родителей, но и самой девушки, которой зачастую не исполнилось и 18 лет».
Пребывание Шимоновича в Кыргызстане не обошлось без обсуждения межэтнических беспорядков на юге страны, включая город Ош, в 2010 году:
«Я был поражён тем, что подавляющее большинство жертв насилия, а оно измерялось сотнями, а также сотен тысяч беженцев составляли узбеки. В то же время и уголовное преследование было нацелено на узбеков, и именно они составляют большинство обвиняемых. Я поднимал этот вопрос на встречах с официальными лицами и подчёркивал, что без прояснения полной картины событий, произошедших на юге, и их причин, нельзя ни найти долгосрочного решения проблемы, ни добиться прочного мира».
В ходе визита в Узбекистан Иван Шимонович говорил и о необходимости полного расследования подавления протестов в Андижане в 2005 году, включая причины беспорядков и использование чрезмерной силы властями:
«Это особенно важно, учитывая нынешние угрозы, связанные с близостью Афганистана и деятельностью радикальных групп, включая довольно мощное «Исламское движение Узбекистана». Мы обсуждали, как можно обеспечить безопасность, включая предотвращение терроризма, соблюдая права человека».
Соседство с Афганистаном – важный фактор, влияющий на ситуацию в странах Центральной Азии:
«В регионе в целом существует озабоченность вопросами безопасности, связанная с близостью Афганистана и неопределённостью ситуации после ухода оттуда коалиционных сил в 2014 году. В ходе многих встреч мои собеседники выражали обоснованные опасения в связи с распространением терроризма и экстремизма. Однако это не должно стать предлогом для серьёзных нарушений прав человека. Более того, подобные нарушения в отношении предполагаемых террористов и экстремистов, также как и необоснованные ограничения в области религии, дают обратный эффект».
Помощник Генерального секретаря поделился планами проведения региональной конференции, на которой страны могли бы обсудить вопросы борьбы с терроризмом и соблюдения прав человека.