Зайд Саидов, хорогские события, пытки... 28 вопросов, вызывающих тревогу ООН

Зайд Саидов, хорогские события, пытки... 28 вопросов, вызывающих тревогу ООН

Эксклюзивное интервью члена Комитета ООН по правам человека радио Озоди.

Комитет ООН по правам человека опубликовал свои заключения и рекомендации после изучения доклада властей Таджикистана.

В заключениях, сделанных экспертами Комитетом ООН 25 июля, приветствуются достижения Таджикистана в области защиты прав человека и перечисляются вопросы, вызывающие трегогу этого ведомства. В докладе экспертов также сделаны рекомендации Таджикистану. Данный доклад был опубликован спустя 10 дней после того, как таджикская делегация предстала в Комитете ООН по правам человека в Женеве и ответила на вопросы этого ведомства. В эксклюзивном интервью радио Озоди Джеральд Ньюман, один из членов Комитета ООН по правам человека, так прокомментировал выводы экспертов:

Ньюман: После того, как Комитет изучил доклад правительства о положении прав человека в Таджикистане, а также выслушал оценку независимых гражданских организаций и получил ответы на свои вопросы, была проведена встреча лицом к лицу с правительственной делегацией. У нас состоялсяплодотворный диалог. Были некоторые вопросы, на которые они дали прямые ответы и признались в том, что действительно в этом направлении ситуация не может считаться удовлетворительной. В каких-то вопросах они в корне отрицали наличие проблем. Комитет составил список вопросов, вызывающих тревогу, которые состоят из 28 пунктов. Мы сделали свои рекомендации. Комитет особенно подчеркнул три вопроса, назвав из самыми важными. Мы потребовали, чтобы в течение ближайшего года мы получили по ним ответ. Один из этих вопрос касается пыток и он вызвал серьезную тревогу. Мы вынесли этот вопрос на первый план. Мы подчеркнули, что, к примеру, задержанные не сразу регистрируются. А это дает возможность применять к ним пытки ради получения признательных показаний по преступлениям. Задержанные не обеспечиваются адвокатами, не существует системы независимого мониторинга учреждений временного содержания задержанных. Другая серьезная проблема касается независимости судебной системы, коррупции в судах и независимости адвокатов. Третий вопрос касается свободы гражданского общества, особенно, свободы собрания. Усложнилась процедура регистрации общественных организаций. Есть информация о том, что заявки на проведение мирных шествий, призванных критиковать действия властей, под разными предлогами технического характера получают отказ. 

Озоди: В оценке Комитета сказано, что в вопросах борьбы с пытками в пенитенциарных учреждениях Таджикистана существует пробел между тем, что говорится в законах и в действиях властей. Что имеется в виду?

Ньюман: Комитет рассматривает проблему пыток, как очень серьезный вопрос. В некоторых моментах закон соответствует международному законодательству. Но на деле, получается так, как-будто пытки для сотрудников милиции стали обыденным дело. Это противоречит законам.

Озоди: Доклад опубликован в дни, когда в Таджикистане вспоминают прошлогоднюю спецоперацию правительственных войск в Бадахшане и сообщают о новых обвинениях против предпринимателя Зайда Саидова. Эти два вопроса также были затронуты в ходе заседания Комитета ООН по правам человека в Женеве. Какие выводы вы сделали?

Ньюман: Думаю, что главный вывод Комитета в том, что мы нуждаемся в большей информации по этим темам. Прошлогодние события должны быть расследованы. Мы не знаем точно, что произошло. Это расследование должно быть проведено по международным нормам и лишь когда будут выяснены все обстоятельства, должны быть предприняты меры в отношении виновных. По делу Зайда Саидова. Исходя из того, что мы слышали в последнее время о расследовании его дела, учитывая отношение к нему, мы не можем ожидать, что следствие проходит транспарентно, а суд будет открытым и справедливым. У нас вызывает озабоченность то, как к нему относятся. Но самое важное, чтобы он имел возможность предстать перед свободным и справедливым судом, а детали следствия могли стать достоянием общественности.

Ozodi