Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Суд обязал министерство внутренних дел Таджикистана выплатить компенсацию вдове жителя Душанбе Сафарали Сангова, который, как считают его родственники, скончался в результате побоев и пыток в отделе милиции, сообщает в пятницу портал NoTorture.Tj.
«Суд, рассмотрев все собранные необходимые доказательства, вынес решение о взыскании с правоохранительного ведомства 46,5 тыс. сомони (около 10 тыс. долларов)», - сообщила адвокат потерпевшей стороны Гульчехра Холматова.
По ее словам, в своем исковом заявлении о возмещении морального и материального вреда вдова требовала взыскать с ответчика сумму в три раза превышающей, чем определил суд.
Адвокат отметила, что решение суда вступит в законную силу 5 апреля, в случае, если оно не будет обжаловано ответчиком.
В прошлом году двое бывших сотрудников милиции, обвиняемые по факту смерти Сангова, были амнистированы. В отношении старших оперуполномоченных отдела уголовного розыска столичного отдела МВД «Сино-1» Абдурахмона Якубова и Кодира Хасанова городская прокуратура вынесла постановление о прекращении уголовного дела в связи с применением акта амнистии.
1 марта 2011 года они задержали 37-летнего жителя столицы, который подозревался в незаконном обороте наркотиков. Однако в тот же день он попал из отдела милиции в реанимацию и спустя несколько дней скончался, не приходя в сознание. Его родственники утверждают, что он попал в больницу в результате жестокого избиения в отделе милиции. Противоположную версию выдвигают правоохранительные органы: Сангов якобы покончил жизнь самоубийством.
Дело получило широкий общественный резонанс, местные и международные правозащитные организации выступили с совместным заявлением, в котором выразили обеспокоенность обстоятельствами гибели Сангова и требовали от властей тщательного расследования данного факта.
В марте этого года вдова Исмоила Бачаджонова, скончавшегося в 2011 году после избиения в СИЗО Минюста Таджикистана, получила компенсацию за потерю кормильца в размере 30 тыс. сомони (свыше 6 тыс. долларов) от представителя Главного управления исполнения уголовных наказаний министерства юстиции на условиях мирового соглашения.
Правозащитники утверждают, что сообщения и жалобы, поступающие в правозащитные организации, свидетельствуют, что пытки, жестокое и унижающее достоинство обращение часто используются в работе подразделений МВД. Пытки также остаются устойчивой проблемой в пенитенциарной системе Таджикистана.
«Пытки нередко используются как средство раскрытия преступлений. Чаще всего они применяются до начала уголовного процесса в рамках так называемой оперативно-розыскной деятельности», - говорится в ежегодном докладе, опубликованном Бюро по правам человека и соблюдению законности в четверг.