Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Прокуратура города Исфары начала проверку по факту выпадения из окна ОБОП члена правления исфаринской ячейки Партии исламского возрождения Таджикистана Умедджона Тоджиева. Министр внутренних дел Рамазон Рахимов поехал в Исфару, чтобы лично проконтролировать ситуацию.
Об этом сообщила «АП» Файзиниссо Вохидова - адвокат Умедджона Тоджиева. «Я сегодня утром говорила со следователем прокуратуры города Исфары Манучехром Каюмовым, который сообщил, что состояние здоровья моего подзащитного оценивается как удовлетворительное. По его словам, у Тоджиева только перелом ног, но на данный момент он находится в состоянии шока, из-за чего к нему пока никого не подпускают, даже родную мать. А министр, по словам следователя, прибыл в Исфару, поскольку вокруг этого инцидента поднялась «шумиха» в средствах массовой информации», - сказала адвокат.
Вохидова отметила, что изучив некоторые материалы дела, касающегося ее подзащитного, она узнала, что есть решение суда об административном наказании Умедджона Тоджиева с арестом на 10 суток от 30 октября текущего года по обвинению в мелком хулиганстве.
«Соответственно появляется вопрос, что делал Умедджон в ОБОП 2 ноября, в то время как он должен был отбывать административное наказание в виде обязательных работ на территории ОМВД. Когда я задала этот вопрос следователю, он объяснил мне, что Умедджона в это время допрашивали по новому делу, возбужденному в отношении него по статье 187 Уголовного кодекса РТ (Организация преступного сообщества). Получается очень интересная ситуация: человека арестовывают по решению суда на 10 суток, чтобы за это время психически надавить на него и получить то, что им нужно? У меня создается только такое впечатление и предполагаю, что в течение 10 суток они хотели выбить из него признание и из обычного «хулигана» сделать из него уже «преступника»», - считает Вохидова.
По ее словам, следующим этапом после проверки прокуратуры должно быть возбуждение уголовного дела по данному факту, поскольку была допущена халатность со стороны сотрудников милиции, причастных к инциденту.
Она добавила, что 4 ноября обязательно постарается увидеть своего подзащитного и узнать, что с ним случилось и каким образом он выпал из окна третьего этажа ОБОП.
Напомним, член правления исфаринской ячейки Партии исламского возрождения Таджикистана Умедджон Тоджиев 2 ноября якобы выбросился с третьего этажа ОМВД города Исфары, где расположен отдел по борьбе с организованной преступностью.
По словам Вохидовой, родственники Умедджона сообщили ей, что сотрудники милиции задержали Тоджиева еще 30 октября на рынке джамоата Ворух по подозрению в причастности к терроризму. Но уже 2 ноября он был доставлен в больницу.
«Родственники Умедджона мне рассказали, что его за последние 7-8 лет членства в ПИВТ почти каждый год вызывают сотрудники ОБОП, но не найдя существенных доказательств, по истечению 3 суток отпускают», - сообщила Вохидова.
Между тем, пресс-секретарь и член политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматулло Сайфуллозода сегодня заявил, что происшествие, связанное с Умедджоном Тоджиевым, членом правления районной ячейки ПИВТ в Исфаре, имеет политическую подоплеку.
«Учитывая, что это происшествие произошло накануне проведения президентских выборов в Таджикистане, от участия в которых ПИВТ воздержалась, оно имеет политический оттенок», - утверждает Сайфуллозода в публикации партийного сайта.
Это не первый случай, когда сотрудники правоохранительных органов утверждают о том, что задержанные выбрасывали себя из окон отделов милиции. В 2006 году был аналогиный инцидент с активистом исфаринской ячейки ПИВТ Саъдулло Маруповым. Первая версия правоохранительных органов - суицид. Как сообщал тогда сотрудник центрального аппарата партии Киёмиддин Авазов, 45-летний активист ПИВТ был задержан 3 мая сотрудниками местных правоохранительных органов. Рано утром 4 мая он погиб - выпал с третьего этажа здания ОВД.
Кроме того, 30 октября 2011 года 28-летний задержанный по подозрению в совершении серии краж Бахромиддин Шодиев скончался в реанимационном отделении Национального медицинского центра (Караболо), куда он был доставлен из ОВД столичного района Шохмансур. По версии сотрудников милиции, Шодиев сам выпрыгнул со второго этажа здания ОВД после того, как его задержали и доставили в отдел.
Также 5 марта 2011 года 37-летний житель Душанбе Сафарали Сангов скончался в реанимации Национального медицинского центра через несколько дней после задержания сотрудниками милиции ОВД района Сино. Его родственники утверждают, что он подвергся жестокому избиению со стороны сотрудников милиции, что и привело к его смерти.