Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ЕКПП) выпустил 20 марта 2020 года «Свод принципов, касающихся обращения с лицами, лишенными свободы, в контексте пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19)».
«Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) создала для властей всех государств-членов Совета Европы чрезвычайные вызовы», – заявил председатель ЕКПП Николай Гнатовский – «Признавая очевидную необходимость принятия жестких мер для борьбы с COVID-19, ЕКПП должен напомнить всем акторам об абсолютном характере запрета пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения. Защитные меры ни в коем случае не должны приводить к бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению с лицами, находящимися в условиях несвободы».
С точки зрения ЕКПП, опубликованные принципы должны применяться всеми компетентными органами, несущими ответственность за находящихся в условиях несвободы лиц, на территории государств-членов Совета Европы.
И хотя Таджикистан не является членом Совета Европы и не подписал Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, мы, члены Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, считаем необходимым довести до сведения всех неравнодушных граждан и правозащитных организаций основные принципы, изложенные в этом документе.
Основополагающий принцип Совета Европы заключается в необходимости принятия всех возможных мер для защиты здоровья и безопасности всех лиц, находящихся в местах лишения свободы. Принятие таких мер также способствует защите здоровья и безопасности персонала.
В ЕКПП также считают, что все Руководящие принципы ВОЗ по борьбе с пандемией, а также национальные медико-санитарные и клинические правила, соответствующие международным стандартам, должны соблюдаться и выполняться в полном объеме во всех местах лишения свободы.
ЕКПП считает необходимым увеличить численность персонала, а также обеспечить их профессиональной поддержкой, средствами защиты и безопасности, а также необходимыми тренингами для продолжения деятельности в местах лишения свободы.
Любые ограничительные меры в отношении лиц, лишенных свободы, с целью предотвращения распространения COVID-19 должны иметь законные основания и быть необходимыми, пропорциональными, основанными на уважении к человеческому достоинству и ограниченными во времени. Любая информация о подобных мерах должна быть доступна для лиц, лишенные свободы, на понятном им языке.
Поскольку тесные личные контакты способствуют распространению вируса, все соответствующие органы власти должны предпринимать согласованные усилия по использованию альтернатив лишению свободы. Такой подход необходим, в частности, в ситуациях переполненности тюрем. Кроме того, властям следует чаще прибегать к альтернативам взятию под стражу в ожидании суда, сокращению сроков тюремного заключения, условно-досрочному освобождению и пробации; пересмотреть необходимость продолжения принудительного помещения лиц в психиатрические больницы, рассмотреть возможность выписки пациентов или предоставления им медико-социальной помощи. Кроме того, следует в максимально возможной степени воздерживаться от задержания мигрантов.
Что касается предоставления медицинской помощи, ЕКПП считает необходимым уделить особое внимание конкретным потребностям лиц, содержащихся под стражей, в частности уязвимых групп и групп риска, включая людей пожилого возраста и лиц с хроническими заболеваниями. Это предусматривает, среди прочего, скрининг на наличие COVID-19 и в случае необходимости обеспечение доступа к интенсивной терапии. Кроме того, на данном этапе, заключенным лицам должна оказываться дополнительная психологическая помощь со стороны персонала пенитенциарного учреждения.
В то время как приостановка любых несущественных видов деятельности является оправданной и разумной, основные права лиц, содержащихся под стражей во время пандемии, должны в полной мере соблюдаться. Это предусматривает, в частности, право поддерживать надлежащую личную гигиену (в том числе доступ к горячей воде и мылу) и право на ежедневyую прогулку на открытом воздухе (продолжительностью не менее часа). Кроме того, любые ограничения контактов с внешним миром, в том числе свиданий, должны компенсироваться увеличением доступа к альтернативным средствам связи (таким как телефон или голосовая связь через Интернет).
В случаях изоляции, либо помещения на карантин лица с подтвержденным или подозреваемым инфицированием вирусом SARS-CoV-2, данному лицу необходимо ежедневно обеспечивать содержательный контакт с другими людьми.
Основные гарантии против жестокого обращения с лицами, содержащимися под стражей сотрудниками правоохранительных органов (доступ к адвокату, доступ к врачу, уведомление о задержании), должны в полной мере соблюдаться при любых обстоятельствах и в любое время. В некоторых случаях могут быть уместны меры предосторожности (например, требование о том, чтобы лица с симптомами носили защитные маски).
Контроль со стороны независимых органов, включая национальные превентивные механизмы (НПМ) и ППП, по-прежнему является важной гарантией от жестокого обращения. Государствам следует и впредь гарантировать Механизмам мониторинга мест лишения свободы доступ ко всем местам содержания под стражей, включая места, где содержатся лица, находящиеся на карантине. Вместе с тем, контролирующие органы должны со всеми предосторожностями следовать принципу «не навреди», в частности в отношении лиц пожилого возраста и лиц с хроническими заболеваниями.