Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
25 мая приговором военного гарнизонного суда Душанбе начальник пограничной заставы в/ч 2847 погранвойск ГКНБ РТ, которая расположена в районе Рудаки, капитан Суфи Суфиев и его заместитель по работе с личным составом лейтенант Бобурджон Ортуков признаны виновными в совершении преступления предусмотренного по ст. 391 ч. 3 (Злоупотребление властью или служебным положением) УК РТ и им назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.
Третий подсудимый – военнослужащий Алихон Туйчиев признан виновным по ст. ст. 373 ч. 2 (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими) и 110 ч. 3 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) УК РТ и приговорен к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Родители Фаррухджона утверждают, что их сын скончался в конце января этого года в результате избиения со стороны сослуживцев. Раджабали Хайталиев, отец скончавшегося солдата, сообщил, что до окончания срока службы Фарухджона оставалось всего восемь месяцев.
Со слов Раджабали Хайталиева, его сын был призван на срочную военную службу военным комиссариатом Темурмаликского района в октябре 2014 года и направлен для прохождения военной службы в в/ч 2620 погранвойск ГКНБ РТ, а затем был переведен в в/ч 2847 того же рода войск, которая расположена в районе Рудаки. «В течение своей службы он и другие военнослужащие его призыва регулярно подвергались избиениям со стороны сослуживца Алихона Туйчиева, который был призван в ряды Вооруженных Сил на 6 месяцев раньше них», - говорит он.
Адвокаты Раджабали Хайталиева, услуги которых безвозмездно предоставлены Коалицией НПО Таджикистана против пыток, установили следующую хронологию событий:
4 ноября 2015 года, примерно в 01:00, на площадке для построения солдат Туйчиев А. кулаками и прикладом автомата нанёс несколько ударов военнослужащим Хайталиеву Ф. и Эргашбоеву С.
8 января 2016 года в учебном помещении пограничной заставы Туйчиев А. вновь избил Хайталиева Ф. Через несколько дней, 11 января, в том же учебном помещении за разговоры во время занятий Туйчиев А. якобы в воспитательных целях избил Хайталиева Ф. в очередной раз. Той же ночью, но уже в помещении казармы, Туйчиев А. избил Хайталиева Ф. прикладом автомата.
По данным материалов уголовного дела, после этих избиений Фарухджон Хайталиев почувствовал себя очень плохо, он не мог даже стоять на ногах и лежал на койке в казарме. Начальник пограничной заставы капитан Суфи Суфиев и его заместитель по работе с личным составом лейтенант Бобурджон Ортуков заметили плохое самочувствие Хайталиева Ф.
16 января 2016 года Суфиев С. дал солдату таблетку парацетамола. Однако с 11 по 18 января никто не обследовал Хайталиева Ф., и ему не была оказана медицинская помощь.
18 января 2016 года, увидев, что состояние здоровья Хайталиева Ф. ухудшается, Суфиев С. позвонил командиру в/ч и сообщил о положении последнего. После чего Хайталиева Ф. отвезли в санитарную часть в/ч 2847. Там он пробыл с 13:00 18 января до 07:10 20 января - за это время никто не произвел внешнего осмотра его тела. Сначала Фарруху поставили диагноз «зоб», затем - «тиф». Хайталиев Ф. скончался в этот же день, примерно в 21:00 по пути в военный госпиталь.
Телесные повреждения, полученные Фарухджоном Хайталиевым в результате избиений со стороны старослужащего Алихона Туйчиева, подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы. Данная экспертиза проводилась с 20 января по 15 марта. В деле, со слов представителя потерпевшего, имеются фотографии и видеозапись трупа военнослужащего, сделанные его родственниками. У адвоката имеется диск с данными записями. Есть свидетельские показания офицеров в/ч 2847, доктора и фельдшера, которые подтверждают наличие телесных повреждений на теле Фарухджона Хайталиева.
Сторона потерпевшего не согласна с приговором военного суда Душанбинского гарнизона ввиду мягкости назначенного наказания и намерена подать кассационную жалобу. «Хайталиев просит в заявлении обжаловать приговор суда в кассационную
инстанцию, т.к. он полагает, что в смерти его сына также виноваты
медицинские работники в/ч 2847, которые не оказали ему своевременно
медицинскую помощь, и они должны быть привлечены к уголовной
ответственности», - отметили адвокаты.