Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Международная организация Amnesty International в очередной раз выражает озабоченность по поводу тенденции за последние годы, когда граждане Таджикистана, ищущие убежища в России, были похищены и насильственно возвращены в Таджикистан.
Как сообщили «АП» в Amnesty International, самый последний случай с Абдулвоситом Латиповым («Кори Восит»), который, как полагают в организации, был похищен после своего освобождения из следственного изолятора в Волгограде в октябре этого года. «Считается, что он был принудительно возвращен в Таджикистан», - отмечают правозащитники AI. Они призывают российские власти оперативно, беспристрастно и эффективно расследовать исчезновение Латипова.
AI опасается также за судьбу другого гражданина Таджикистана Исмона Азимова, который в пятницу, 2 ноября, должен выйти на свободу из спецприемника для иностранных граждан, подлежащих выдворению, в который он был отправлен российскими правоохранителями год назад по истечению срока его содержания в СИЗО с целью экстрадиции.
33-летний Исмон Азимов – участник оппозиционного движения «Ватандор», младший брат одного из участников Объединенной таджикской оппозиции времен гражданского противостояния в стране, который был дважды осужден за попытку свержения конституционного строя.
«Есть опасения, что Азимов может быть также похищен таджикскими спецслужбами и доставлен на родину, где его могут ожидать пытки и многолетнее заключение по обвинению в антигосударственной деятельности», - полагают в Amnesty International.
В обоих случаях Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес обеспечительные меры в соответствии с Правилом 39, которые требуют от России воздержаться от экстрадиции этих людей, пока их дела не будут в полной мере рассмотрены в ЕСПЧ.
Amnesty International напоминает случай с Савриддином Джураевым, который был освобожден из-под стражи в России 20 мая 2011 года и похищен 31 октября 2011 года. 1 ноября 2011 года он якобы вылетел из московского аэропорта в Таджикистан, не имея паспорта – у него был лишь временный сертификат лица, ищущего убежище. 19 апреля 2012 года он был приговорен к 26 годам тюремного заключения, несмотря на то, что он настаивал на своей невиновности. Он также сообщил AI, что подвергнулся пыткам и жестокому обращению во время содержания под стражей.
Другим гражданином Таджикистана, исчезнувшим после своего освобождения из изолятора временного содержания в России, является Низомхон Джураев, сообщает AI. Это случилось 29 марта 2012 года, а через несколько дней он появился в Душанбе, несмотря на то, что слушание по его делу не было завершено в Европейском суде по правам человека.
Анна Ставицкая, российский адвокат Н. Джураева, заявила, что она сомневается, что Джураев вернулся добровольно, так как он до последнего дня был против своего возвращения в Таджикистан.