Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Шерхон Салимзода поручил прокурору Мирзо Аминову взять объяснительную у его матери о вымогательстве со стороны сотрудников исправительной колонии Я/С №3/1, которое впоследствии стало причиной жестокого обращения в отношении заключенного.
Как сообщила «АП» Азиза Асоева, тетя покойного, Салимзода сам пригласил их в генеральную прокуратуру, чтобы оповестить о ходе расследования смерти Икромзода.
«Он сказал нам, что результаты судмедэкспертизы уже готовы и в отношении начальника исправительной колонии Я/С №3/1 Рустама Тоштемирова, Абдухакима Тугаева, тюремного врача, оказавшего первую помощь Хамзе Икромзода, и еще одного сотрудника этой колонии возбуждены уголовные дела, - утверждает Асоева. - Однако Салимзода не ознакомил нас с результатом судмедэкспертизы и не сказал, что стало причиной смерти Хамзы по официальной версии».
«Зулайхо Джураева, мать Хамзы также рассказала генпрокурору, что двое свидетелей смерти ее сына - Шерафган из Куляба и Рашид Шарипов из Гиссара, которые также проходили срок наказания в этой же колонии, недавно погибли и причина их смерти также неизвестна», - отметила тетя покойного. По ее словам, на это утверждение матери Хамзы прокурор Аминов ответил, что они лежали в тюремной больнице и скончались там по болезни.
Ранее адвокат потерпевшей стороны Гульчехра Холматова сообщала «АП», что прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях возбудила уголовное дело по факту смерти заключенного Хамзы Икромзода по ст. 322 (Халатность) УК РТ.
«В настоящее время идет следствие, выясняются причины смерти и обстоятельства дела, - говорит адвокат. - Мы ходатайствовали об ознакомлении с заключением судебно-медицинской экспертизы, в скором времени мы должны получить его».
Холматова намерена добиться возбуждения уголовного дела по ст. 143 прим. 1 («Пытка») УК РТ в отношении должностных лиц, которые причастны к этому преступлению, а не по «дежурной» в таких случаях статье «Халатность», так как на теле Хамзы, по ее словам, были явные следы пыток, о чем свидетельствуют ожоги от горячего утюга в форме треугольника. Она считает, что это ничто иное, как пытки.
По словам адвоката, сейчас выдвигается версия, что, возможно, Х. Икромзода истязали такие же осужденные, как он. Однако Холматова категорически опровергает такое предположение, т.к. заключенным нельзя пользоваться в исправительных колониях утюгом и другими электроприборами.
Дилхох Икромзода, сестра погибшего ранее сообщала «АП» о том, что ее отец - Файзали Икромов 25 сентября написал письмо Эмомали Рахмону, в котором попросил президента содействовать в тщательном расследовании причин смерти своего сына. «В ответном письме президент Эмомали Рахмон оповестил нас о том, что он в курсе случившегося и взял под свой личный контроль расследование обстоятельства смерти моего брата», - сказала Дилхох.