Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
36-летний житель Зафарабада Хайриддин Амонов с 2013 находился в трудовой миграции в России. В январе 2018 года сотрудники правоохранительных органов связались с ним по телефону и сообщили, что он подозревается в совершении убийства своего соседа, которое было совершено в 2010 году, и если он не приедет для дачи показаний, то его объявят в розыск.
Через несколько дней Хайриддина задержали сразу же по прилете в аэропорту. После пыток электрическим током он сознался в преступлении, и был осужден на 11 лет. Ходатайства адвоката о привлечении к ответственности лиц, причастных к незаконному задержанию и применению пыток, были отклонены.
Январь 2018.
- Хайриддин Амонов? Срочно возвращайся в Таджикистан, дашь показания по делу убийства своего соседа и вернешься обратно, иначе мы тебя объявим в розыск.
«Что же делать? И почему вдруг вспомнили это убийство 2010-го года? Помню, чуть ли не со всего поселка тогда брали отпечатки пальцев, и у меня тоже. Эх, а я ведь хотел накопить на участок, и только потом вернуться домой», - Хайриддин долго раздумывал над поездкой, но в конце концов решил лететь в Худжанд.
…В 2010-м году весь поселок взбудоражила новость об убийстве старика, который был на первый взгляд безобидным. Если бы не стойкий запах перегара, который был его постоянным спутником. А еще местные жители поговаривали, что он устраивал в своей квартире притон.
Тогда почти у всех односельчан взяли отпечатки пальцев, в том числе и у Хайриддина, но подозреваемого так и не нашли, и на этом дело было приостановлено. Понемногу все забыли об этом случае.
В 2014-м Хайриддин вылетел на заработки в Новосибирск, работал и днем, и ночью, чтобы накопить на земельный участок.
…Стюардесса объявила, что самолет идет на посадку и нужно пристегнуться. Мысли Хайриддина были о Маргарите и детях – он был рад подвернувшейся возможности увидеть их, представлял, как он сейчас обнимет их в аэропорту, ведь жена обещала непременно встретить его. Но в сердце засела какая-то необъяснимая тревога.
Самолет плавно сел на полосу, пассажиры по привычке с нетерпением стали стаскивать багаж с верхних полок, несмотря на предупреждения стюардессы оставаться на своих местах до полной остановки самолета. Самолет наконец-то остановился, но двери долго не открывали. Пассажиры уже стали нервничать, стюардесса просила пассажиров вернуться на свои места. Дверь открыли и в салон зашли несколько сотрудников милиции аэропорта, подошли к Хайриддину, приказали ему помалкивать, надели наручники и вывели с собой.
***
25 января 2018 года по прилете в аэропорт Худжанда, Хайриддин Амонов был задержан сотрудниками милиции аэропорта и передан сотрудникам УМВД по Согдийской области во главе с оперуполномоченным Ганишером Хамдамовым. Те, в свою очередь, доставили его в отдел милиции города Бустон (по фактическому местонахождению аэропорта).
Хайриддина завели в служебный кабинет, где уже находились четверо сотрудников милиции в гражданской форме. «Муж потом рассказал, что они избивали его в течение получаса руками и ногами по всему телу, чтобы он сознался в убийстве. В эту ночь ему не разрешили спать до утра, требовали стоять с поднятыми руками. Четверо сотрудников милиции наблюдали за ним, и, если он, засыпая, опускал руки, его били по лицу. Пить ему не давали, не говоря уже о еде. Протокол задержания также не был составлен», - рассказала Маргарита, супруга Хайриддина.
На следующее утро, 26 января, Ганишер Хамдамов вместе с коллегой повезли задержанного в Зафарабадский район. По дороге они остановились и спровоцировали инцидент, чтобы возбудить административное дело в его отношении за мелкое хулиганство. Повезли в районный суд за получением санкции на арест. В суде Хайриддин заявил, что к нему применялись пытки, но судья проигнорировал его заявление и оно не было отражено в протоколе судебного заседания. В итоге арест на шесть суток.
После этого его вновь отвезли в отдел милиции в Бустоне. В служебном кабинете несколько сотрудников милиции во главе с Ганишером Хамдамовым оскорбляли его нецензурными словами, угрожали изнасилованием его супруги и сестер, если он не признается в убийстве. Хайриддин отрицал причастность к преступлению. Тогда сотрудники милиции надели ему на голову мешок, завязали руки, к пальцам рук и ног привязали провода и подключили электрический ток. От внезапной сильной боли задержанный громко закричал, а «стражи порядка» требовали признаться в убийстве. Хайриддин отрицал все.
Тогда сотрудники милиции присоединили провода к гениталиям. Сильнейшая боль, от которой казалось, что сердце вот-вот разорвется на тысячу мелких кусочков. И так повторялось несколько раз, в течение трех часов. «Сознайся! Скажи, что старик напал на твою мать и сестренку, и ты убил его, защищая их», - голоса милиционеров раздавались гулким эхом возле самого уха. Хайриддин мотал головой. «А добавь-ка напряжения», - сказал один из них. Все тело мужчины содрогалось, как в предсмертных конвульсиях. Не выдержав боли, Хайриддин хотел крикнуть «Ладно! Подпишу!», но язык не поддавался, он не мог сказать ни слова. Тогда он утвердительно замотал головой. Пытки прекратились...
Спустя год состоялся суд. В ходе судебного заседания Хайриддин заявил о применении пыток сотрудниками УМВД по Согдийской области, в частности Ганишером Хамдамовым. Других людей он не видел и не знал, поэтому не мог назвать их имена. Хамдамова вызвали в суд, но свою вину он отрицал. «И на этом все. Суд даже не назначил проверку заявления о пытках. Более того, из дела таинственным образом пропали отпечатки пальцев Хайриддина, которые были взяты в 2010 году, а в 2018-м криминалисты сделали заключение о том, что те отпечатки не были подлинными. На самом деле не было никаких доказательств причастности моего мужа к убийству, дело полностью шито белыми нитками», - говорит Маргарита.
Приговором суда Хайриддин Амонов был признан виновным в совершении убийства и приговорен к 11 годам заключения. По амнистии этот срок был сокращен на два года.
Адвокат пытался обжаловать приговор суда, пытался добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников УМВД по Согдийской области за незаконное задержание и применение пыток, пытался привлечь к ответственности экспертов-криминалистов УМВД по Согду, но везде был отказ и одинаковый ответ «доводы адвоката не нашли своего подтверждения». Фахриддин Амонов, брат Хайриддина, обращался с жалобами в Генеральную прокуратуру и администрацию президента, но везде лишь сталкивался с глухой стеной.
«Я сейчас живу у родителей, еле-еле поднимаю на ноги двух детей 9 и 10 лет. Они растут, не зная отцовской ласки и любви. Кто вернет им потерянное детство? Кто ответит за наши разбитые мечты?», - плачет Маргарита…