Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала в среду ежегодный доклад о состоянии с правами человека в 90 странах. В докладе говорится о «резком ухудшении» в 2015 году ситуации с правами человека в Таджикистане.
Правозащитники HRW отмечают, что таджикскими властями в прошлом году ведущая оппозиционная партия страны (Партия исламского возрождения Таджикистана, - прим. «АП») была объявлена террористической организацией, деятельность этой партии была запрещена, а около 200 ее активистов были арестованы.
Кроме того, в докладе говорится о похищении и экстрадиции критиков таджикских властей из других стран, а также о преследовании и запугивании адвокатов, журналистов и представителей неправительственных организаций.
Также авторы доклада отмечают регулярную блокировку со стороны властей в течение года многочисленных интернет-сайтов.
Более того, со ссылкой на неправительственные организации, говорится о нескольких случаях пыток и жестокого обращения в учреждениях предварительного заключения и тюрьмах республики.
Между тем, в докладе HRW говорится, что наступление на права человека происходит во многих странах, например, в Эфиопии, Азербайджане и Турции, однако особое место отводится России и Китаю.
По словам исполнительного директора HRW Кеннета Рота, ранее власти этих стран «заключили неявный договор со своими народами», суть которого сводится к тезису: «Мы повысим ваше благосостояние, если вы позволите нам править без какой-либо подотчетности».
Однако сейчас, подчеркнул господин Рот, правительства этих государств весьма обеспокоены реакцией населения на ухудшение экономической ситуации. «И мы наблюдаем в России и Китае такое наступление на гражданское общество, какого не было на протяжении жизни целого поколения»,— заявил исполнительный директор HRW.
Так, говоря о Китае, Кеннет Рот отметил широко трактуемые властями законы о терроризме, из-за которых в тюрьме рискуют оказаться местные активисты, а в России выделил новинки законодательства, осложняющие получение НКО зарубежного финансирования.