Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Эта женщина в траурном одеянии уже год, как похоронила старшего сына, но каждое утро ей кажется, что вот-вот откроются ворота и зайдет он, такой красивый и молодой, со словами: «Бува, ман омадам!» (Мама, я вернулся!). Иногда он приходит ей во снах, говорит те же слова: «Я вернулся, вот я!», она его обнимает и целует, чувствует тепло его рук, но просыпаясь, понимает, что это был всего лишь сон. Что никогда он больше не вернется, и сердце в груди сжимается еще больнее
Абдувахоб Каюмов, уроженец джамоата Хистеварз Бободжон Гафуровского района Согдийской области мечтал поступить в военную академию и стать офицером, поэтому на следующий день после своего совершеннолетия, 5 мая 2015 года, добровольно явился в областной военкомат. 11 мая его привезли в Душанбе, а через две недели родители Абдувахоба приехали в столицу на торжественную церемонию принятия присяги.
Если бы судьба распорядилась иначе, и мечта Абдувахоба сбылась, какого красавца-курсанта заполучила бы военная академия! Крепкий парень, ростом 181 см, про таких говорят «косая сажень в плечах». Родители смотрели на него и не могли налюбоваться – такой он казался серьезным и возмужавшим на присяге!
«Мы поговорили там с командирами, они нас поблагодарили за хорошего сына, сказали, чтобы мы не волновались. Очень вежливо говорили с нами. Со спокойной душой мы и уехали», - рассказывает Зарина, мама Абдуввахоба.
В субботу, 4 июля Абдувахоб был распределен в воинскую часть 2747 пограничных войск ГКНБ РТ, дислоцированную в Пянджском районе. «Позвонил он нам сразу же по прибытию в Пяндж, сказал, что вместе с ним привезли 11 новобранцев, просил не волноваться за него», - продолжила его мама.
На следующий день, 5 июля, старший по наряду, прапорщик Хисрав Одинаев самовольно покинул расположение части, чем воспользовались старослужащие младший сержант Шухрат Якубов и рядовой Исмоил Мамадёров. Они дали команду новобранцам собраться сразу же после обеда, в 13 часов, в казарме, где они вместо отдыха хотели устроить для молодых солдат строевой осмотр. Все те военнослужащие, которые опоздали на построение, в нарушение уставных взаимоотношений, были избиты. При этом Якубов бил солдат ногами и руками, а Мамадёров – деревянной палкой. Войдя в раж, последний стал избивать опоздавших «по второму кругу», причем с такой силой, что нанес Абдувахобу Каюмову травмы, несовместимые с жизнью. Абдувахоб потерял сознание и скончался по дороге в больницу, так и не придя в себя. По результатам заключения судмедэкспертизы, причиной его смерти стали многочисленные травмы от ударов тупым предметом - у солдата были сломаны шейные позвонки.
«Абдувахоб звонил нам в тот день, буквально за полчаса до обеда, в 11:30. В 12 часов у них по расписанию обед, а начали избивать его в 13 часов, выходит, сразу же после обеда. А 6 июля привезли нашего сыночка, на груди гематомы, переломаны шейные позвонки», - рассказывает несчастная мать, у которой после трагедии случился нервный тик, и теперь она состоит на учете у невропатолога. Вот и сейчас, рассказывая историю своего сына, она вновь и вновь пропускает через себя всё случившееся, и слезы начинают литься из ее глаз прямо на портрет сына, который она держит, руки и губы начали резко подергиваться. Прерываем интервью, я взяла ее руку в свою. Молчим. Эти несколько минут каждый думал о своем. Она, наверное, о том, что если бы обернуть время вспять, никогда бы не позволила сыну пойти в такую армию, в которую отдаешь парня живым и полным здоровья, а получаешь назад бездыханное тело; я – о том, когда же закончатся эти чудовищные случаи «дедовщины» в армии, позорящиеся не только вооруженные силы, но и государство, которое они призваны защищать?
Пока мы так молча сидели, вернулся отец Абдувахоба, Абдусалом Каюмов. С кладбища. Несколько лет назад его сын своими руками посадил несколько деревьев у могил бабушки и дяди, чтобы они покоились в тени, а сейчас сам лежит рядом с ними, под тенью этих деревьев. Мать так ни разу и не была на могиле сына. Не может, падает в обморок. Не хочет верить в то, что любимого сына больше нет.
Не может она зайти и во двор недостроенного дома, куда Абдувахоб должен был привести свою невесту после свадьбы. Дом находится в двух шагах от родительского, на воротах – большой замок. Абдувахоб любил свою соседку-одноклассницу, собирался жениться именно на ней. А недавно девушка вышла замуж, но всегда, когда приезжает к своей матери, сначала обязательно заходит к маме Абдувахоба.
«Закрыть бы глаза и представить, что всё это страшный сон. Что сын, вот он рядом, в соседнем доме живет со своей женой, а я нянчу внуков. Но мне выпала горькая судьба…», - со скорбью в голосе говорит Зарина.
…В отношении Исмоила Мамадёрова и Якуба Шухратова было возбуждено уголовное дело за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Самовольно покинувший место службы прапорщик Хисрав Одинаев обвинялся в халатном отношении к службе.
Суд признал Шухрата Якубова и Исмоила Мамадёрова виновными и приговорил их к 17 и 16 годам заключения соответственно с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Прапорщик Хисрав Одинаев проведет два года в колонии-поселении.