Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В сентябре 2012 года практически все независимые СМИ Таджикистана сообщили о страшной смерти 27-летнего заключённого Хамзали Икромзода. Журналистские материалы сопровождались фотоснимками покойного, на которых видны многочисленные раны, одна из которых чётко повторяет контуры электрического утюга. Многие мои коллеги признавались тогда, что у них кровь застывала в жилах от этих жутких снимков. Родные парня убеждены: Хамзали стал жертвой пыток и истязаний.
Его родители более чем уверены, что данное преступление совершили должностные лица душанбинской исправительной колонии №3/1 Минюста РТ, где парень отбывал наказание. Они рассказали журналистам, что сотрудники тюрьмы постоянно вымогали у осужденного и его родственников деньги, но в последний раз они не смогли выплатить им требуемую сумму из-за финансовых проблем. По словам родителей, 19 сентября между заключённым и сотрудниками колонии произошла стычка, а на следующий день им сообщили о смерти сына. Сразу же была проведена судебно-медицинская экспертиза, однако, родственники не были допущены к участию в патологоанатомическом вскрытии.
По официальной версии, Хамзали Икромзода был обнаружен повешенным на собственной рубашке. Сотрудники колонии сняли его с петли и стали оказывать медицинскую помощь, но было уже поздно. «В частности, по рекомендации врачей, заключённого обложили со всех сторон, в том числе в области подмышек, колен, головы, пластиковыми бутылями с горячей водой, отчего потом остались следы, напоминающие ожоги. Врачи боролись за его жизнь, таким образом, около получаса. Когда пропал пульс, медики попытались реанимировать его с помощью электрошока, который также оставил следы в области грудной клетки», - именно так объяснил появление ран на теле Икромзода заместитель начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста РТ Бахром Абдулхаков.
Однако родственники не согласны с теми доводами, что ожоги на теле Хамзали появились в результате оказания первичной медицинской помощи, а раны в области груди – после подключения аппарата искусственного дыхания.
Со стороны адвоката потерпевшей стороны, услуги которого безвозмездно предоставлены Бюро по правам человека и соблюдению законности, было подано заявление в спецпрокуратуру, поданы жалобы в Генеральную прокуратуру, ГКНБ и МВД с требованием провести тщательное, независимое, беспристрастное расследование и привлечь виновных к ответственности.
1 октября 2012 года возбуждено уголовное дело по факту смерти Хамзали Икромзода по статье «Халатность». Позднее были готовы результаты экспертизы, которые не подтвердили факта применения пыток. Эксперты констатировали наступление смерти осужденного в результате самоповешения.
3 октября адвокат встретилась с одним из свидетелей смерти Хамзали, который отбывает наказание в той же колонии. По словам родственников, этот заключенный является одним из многочисленных свидетелей, который видел, как тюремные надзиратели, жестоко избив Хамзали из-за возникшего конфликта с сотрудниками колонии, закрыли его в штрафной изолятор, где продолжили истязать его. Однако адвокату не удалось получить какую-либо информацию от свидетеля, так как беседа проходила в присутствии сотрудников колонии и сотрудников Главного управления исполнения уголовных наказаний. Просьба адвоката оставить её наедине со своим подзащитным была проигнорирована.
«Мы росли в большой семье, нас у родителей было 10 – шесть братьев и четыре сестры, - рассказывает Амирали, брат Хамзали Икромзода. – Родительский дом, в котором прошло наше детство и юность, находится в кишлаке Хирманак Гиссарского района. Многие из нас до сих пор живут со своими семьями в этом доме. И нам очень не хватает сейчас Хамзали. Он был самый душевный, открытый, искренний среди нас».
По словам Амирали, престарелые родители до сих пор не могут оправиться от такого удара и каждый вечер, когда вся семья собирается вместе, отец начинает расспрашивать своих сыновей, как продвигается расследование смерти Хамзали, есть ли какие-нибудь новости. И долго молчит, сдвинув брови, когда слышит, что до сих пор дело не сдвинулось с места.
Амирали рассказал, что его брат с самого детства всегда защищал несправедливо обиженных. В школе он мог постоять за бедного товарища, которого сверстники дразнили из-за ветхой одежды, когда повзрослел – вставал на защиту самых слабых и обездоленных. «Хамзали мог отдать душу за справедливость», - говорит мой собеседник.
По воспоминаниям родственников, Хамзали был трудолюбивым. «С самых малых лет мы помогали родителям ухаживать за яблоневым садом, а там у нас росло 80 деревьев, которые за бережное и заботливое отношение приносили в дар отборные и вкусные плоды. Работали на мельнице, наблюдая, как из зерна получается свежемолотая мука. Хамзали был незаменимым помощником в любой работе», - делится его брат.
Он не боялся тяжелого труда и в течение восьми лет проработал на рынке в России, потом привозил огромные баулы с товаром из Китая. Кстати, в России Хамзали встретил свою любовь – русскую девушку, которая родила ему сына Алишера. Сейчас мальчик живет вместе со своей мамой в Иркутске и учится во втором классе.
«Два года назад в жизнь Хамзали прокралась черная полоса, его задержали за разбой, вымогательство и незаконное хранение охотничьего ружья и приговорили к 8,5 годам лишения свободы. Он звонил нам из тюрьмы, успокаивал, говорил, что осталось шесть лет, но он выдержит это испытание судьбы и выйдет на свободу», - продолжил Амирали.
После похорон в родительский дом постучал русский парень Женя – друг Хамзали из России. «Как только он узнал, что Хамзали не стало, сразу же взял билет и прилетел сюда. Согласитесь, сейчас такое время, что даже родственники из других городов не всегда могут приехать на похороны или свадьбу, а здесь незнакомец из далекой России. Выслушав историю смерти Хамзали, Евгений много раз повторял, что не верит, что он мог покончить жизнь самоубийством», - говорит Амирали.
По словам брата, раны были по всему телу Хамзали - сильнейшие ожоги в области ребер, спины, шеи, гематомы на спине и на ногах, повреждения головы. «Это не очень-то и похоже на суицид. Но кому сейчас что докажешь, когда нет нигде справедливости и всё измеряется деньгами?», - вопрошает Амирали.
В августе 2013 года начальник исправительной колонии ЯС №3/1 ГУИУН Минюста РТ Рустам Тоштемиров, чье имя фигурировало по делу смерти заключенного Хамзы Икромзода, снят с должности и переведен начальником в исправительное учреждение 3/7 ГУИУН МЮ РТ, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Хотя в сентябре 2012 года начальник ГУИУН Минюста Таджикистана Иззатуло Шарифов пообещал родственникам скончавшегося осужденного Хамзы Икромзода освободить от должности Рустама Тоштемирова, независимо от результатов судмедэкспертизы.