Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
23-летний Навруз Нурзода, вернувшийся в декабре 2024 года с заработков из России, заявил о пытках в изоляторе временного содержания ОМВД Зафарабадского района после задержания на таджикско-узбекской границе. Его задержали по подозрению в уклонении от военной службы.
После прибытия авиарейсом из Москвы в Ташкент, Нурзода добрался на автомашине до узбекско-таджикской границы, чтобы пересечь КПП «Фатехабад». Таджикские пограничники остановили его и передали милиции, объяснив это тем, что он находится в розыске как призывник. Молодого человека доставили сначала в Матчинский район, затем в Худжанд и Зафарабад.
По словам Нурзода, насилие началось в коридоре ОМВД Зафарабадского района, где его ударил неизвестный мужчина. Позже, в изоляторе временного содержания, трое сотрудников милиции, как он утверждает, избивали его по почкам и челюсти, требуя объяснений, почему он не сообщил о возвращении из России.
Навруз провёл ночь в ИВС без еды и воды, а утром его доставили в больницу и прокуратуру. Однако, опасаясь повторного насилия, он не сообщил о побоях. Вскоре его перевели в следственный изолятор №5 города Истаравшан. Родственники узнали о его задержании только на следующий день.
19 декабря семья обратилась в Группу правовой помощи Коалиции против пыток в Таджикистане. Правозащитники предоставили Наврузу Нурзода адвоката. На следующий день защитник Дилафруз Самадова посетила его в СИЗО-5, где Нурзода подробно рассказал о пытках.
Адвокат незамедлительно подала ходатайство в Согдийскую областную прокуратуру с требованием провести судебно-медицинскую экспертизу, допросить сотрудников ИВС, осмотреть место происшествия и изъять записи с камер видеонаблюдения. Документы неоднократно перенаправлялись между прокуратурами области и Зафарабадского района.
Однако 5 февраля прокуратура официально отказала в возбуждении уголовного дела, сославшись на отсутствие состава преступления. Камеры видеонаблюдения, по данным следствия, не сохранили записи, поскольку архив автоматически удаляется через шесть дней. Судебно-медицинская экспертиза якобы не выявила повреждений костей лица и носа. Между тем, сам Навруз продолжает жаловаться на боли, а его семья утверждает, что челюсть визуально деформирована.
Тем временем в отношении Нурзода было возбуждено уголовное дело по статье 343 ч. 1 УК РТ (уклонение от военной или альтернативной службы). 7 февраля 2025 года суд Зафарабадского района признал его виновным и назначил штраф в размере 29 тысяч сомони. Он был освобождён прямо из зала суда.
Несмотря на неоднократные обращения адвоката и правозащитников, власти заявили, что доказательств применения пыток нет. Коалиция против пыток продолжает оказывать юридическую помощь семье Навруза и настаивает на объективном расследовании инцидента.