Ни пол, ни возраст – ничто не гарантирует защиту от пыток?!

Пытки и бесчеловечное отношение в стенах правоохранительных органов, в основном, происходят в момент задержания, и связаны они с принуждением признания того или иного преступления.

Но, кроме самих задержанных, жертвами пыток и бесчеловечного обращения становятся и их родственники. Так произошло и в случае с Шарофат Нарзыкуловой.

Подробности в нашем материале…

Один из громких случаев применения пыток произошел в Турсунзаде ровно два года назад, в ноябре 2017 года. Тогда Хасана Ёдгорова, сына Шарофат Нарзыкуловой, сотрудники милиции задержали, обвинив его в убийстве официанта местного кафе Дмитрия Каримова.

Через несколько недель на государственных телеканалах транслировался сюжет о раскрытии жестокого убийства по горячим следам. В этом сюжете рассказывалось, что Хасан Ёдгоров, будучи другом Дмитрия Каримова, пришел к нему домой, убил его и ограбил квартиру. В сюжете Хасан говорит, что пять раз ударил его ножом, забрал мобильный телефон и ценности.

Хасан Ёдгоров подписал признательные показания, но родственники не верили, что он мог совершить это преступление и обратились за правовой помощью в Коалицию гражданского общества Таджикистана против пыток и жестокого обращения. Им был предоставлен адвокат Асо Шарифов.

Пытки ради еще одного «раскрытия»

Спустя восемь месяцев был задержан настоящий убийца, и Хасан Ёдгоров признался, что его под пытками сотрудники милиции заставили подписать признательные показания.

«Меня четыре раза пытали электрическим током. Я не выдержал и подписал бумаги, где оговорил себя», — сказал Хасан.

Но жестокому обращению в ходе следствия подверглись и родственники Хасана Ёдгорова.

По словам Асо Шарифова, мать Хасана Ёдгорова - Шарофат Нарзыкулову сотрудники турсунзадевской милиции пытались обвинить в соучастии в преступлении и укрытии краденых вещей Дмитрия Каримова.

«Этот случай произошел в ноябре, - говорит на условиях анонимности сотрудник правоохранительных органов. – Милиционеры, скорее всего, хотели добиться еще одного «результата раскрытия» в копилку годового отчета, ведь близился к концу год, и с каждого сотрудника начальство спросит: «Что сделал он за год минувший?». И перешедший в следующий год «висяк» (нераскрытое дело) может создать проблемы для показателей оперативного отдела».

Найти саму Шарофат Нарзыкулову нам не удалось, на телефонные звонки она не отвечает, и якобы после этого инцидента она перебралась в столицу вместе с сыном.

«Шарофат Нарзыкулову практически ежедневно вызывали в отдел милиции, держали ее с утра до самого позднего вечера без воды и еды, требуя указать место хранения краденых вещей убитого, и все это сопровождалось оскорблениями, унижениями, угрозами и даже ударами по почкам», - отметил адвокат, ссылаясь на слова своей подзащитной.

Женщина рассказывала адвокатам, что ее постоянно оскорбляли, называли «воровкой», «матерью убийцы», «бомжом», «хайвон» (скотина – в переводе с тадж.яз) в присутствии сына, который не мог ее защитить, а лишь, молча, плакал…

По словам адвоката, Шарофат Нарзыкулову 25 ноября 2017 года вечером доставили в отдел милиции, где сотрудники милиции громко кричали на ее, называя «матерью убийцы», и говорили, что она отправится за сыном.  Это   продолжалось некоторое время. Они требовали от нее дать показания против своего сына и вернуть золотой браслет и мобильный телефон, которые якобы Ёдгоров украл, а она прячет. Не выдержав такого давления, Шарофат Нарзыкулова начала кричать, и в этот момент один из стоявших сзади кулака ударил ее по почке с правой стороны. Один из милиционеров отвел ее в кабинет, где она пробыла до 3 часов ночи.

«Вечером 27 ноября 2017 года Шарофат Нарзыкулову опять доставили в милицию и снова начали требовать дать показания против сына и вернуть украденные у убитого вещи: золотой браслет и телефон. Примерно в 3 часа ночи один из оперативников заставил ее сидеть на корточках напротив дежурной части. Проходивший мимо сотрудник ИВС ОМВД плюнул ей в лицо и сказал: «Ты мать убийцы, ты тварь», - указывая на показания Шарофат Нарзыкуловой, говорит адвокат.

Адвокат Асо Шарифов поведал, что угрожали не только матери, но и супруге Хасана Ёдгорова, что их ребенка отдадут на воспитание в детский дом. Психологическую травму получила и малолетняя девочка.

«В феврале 2018 года Шарофат Нарзыкулову вызвали в прокуратуру Турсунзаде, куда также привезли Хасана Ёдгорова и его несовершеннолетнюю дочь Фархунду. В присутствии ребенка Хасану Ёдгорову и Шарофат Нарзыкуловой угрожали, что детей отдадут в детский дом. Девочка в результате этих действий получила сильную психологическую травму, последствия которой наблюдались на протяжении долгого времени: у ребенка недержание мочи и истерика при виде людей в милицейской форме», - со ссылкой на слова Шарофат Нарзыкуловой говорит адвокат.

В отношении тех самых пытателей, сотрудников турсунзадевской милиции Шерали Азизова, Саъди Давлатмуродзода, Эраджа Наимова было возбуждено уголовное дело. С июля прошлого года в Верховном суде РТ шло судебное разбирательство. Несмотря на то, что их вина была полностью доказана, дело направили на дополнительное расследование.

А были ли пытки?

Адвокат говорит, что предварительное следствие по этому уголовному делу завершилось в мае 2019 года, и в начале июня прошлого года материалы были переданы для рассмотрения в Верховный суд РТ, судебное следствие по делу началось в июле прошлого года.

Все это время в ходе судебного следствия проводились следственные действия и эксперименты, назначались экспертизы, в которых принимал участие адвокат, предоставленный Коалицией.

«Но суд подвергнул сомнению факт применения пыток и жестокого обращения в отношении Хасана Ёдгорова и его матери Шарофат Нарзыкуловой», - говорит адвокат.

По словам юриста, 16 января 2020 года суд вынес определение «О возвращении уголовного дела для дополнительного расследование в Генпрокуратуру РТ».

«Но стороной обвинения были предоставлены неопровержимые доказательства факта применения пыток, в том числе докладные записки сотрудников ОМВД и показания свидетелей. Хотя последовали протест прокурора и частная жалоба адвоката, направленные в Верховный суд, после их рассмотрения они не были удовлетворены», - сообщил собеседник.

«В ходе судебного следствия не были учтены показания потерпевшей стороны. Все те моменты, которые могли бы стать основанием для принятия законного решения по данному делу, не были учтены и не приняты во внимание судьей Юсуфом Салимзода.  В ходе дополнительного расследования, думаю, вина лиц, применявших пытки, будет доказана в суде, и они получат соответствующее наказание в рамках действующего законодательства», - говорит Асо Шарифов.

Адвокат ограничился этим и отказался от дальнейших комментариев по этому делу, указывая на тайну следствия.

Будет ли доказан факт применения пыток сотрудниками милиции? Суд покажет.